Найти тему
Ника Марш

Русская королева Нидерландов

Сам Наполеон сватался к ней, но этой изящной шатенке с гордым профилем суждено было стать владычицей другой страны. Она, великая княжна Анна Павловна, родилась 18 января 1795 года в Петербурге.

Больших торжеств по случаю рождения принцессы в столице не устраивали: шестая девочка в семье наследника престола Павла Петровича! Императрица Екатерина II презрительно хмыкнула: «Всех девок замуж не выдашь!». Ее царственная благосклонность принадлежала старшим внукам, а девочке Анне приходилось довольствоваться малым.

Но в 1796 году отец Анны стал императором Павлом I, и несколько последующих лет прошли как в головокружительном калейдоскопе: переезды из дворца во дворец, роскошные подарки… Увы, вскоре императора убили, а на престол взошел старший брат великой княжны. Вдовствующую императрицу Марию Федоровну с самыми юными отпрысками, от глаз подальше отправили в Павловск.

Удивительно, но Анна нисколько не переживала перемене в своем положении, и умела радоваться каждому дню, каждому мимолетному знаку внимания от своих старших братьев и сестер. Император Александр позвал в столицу на праздники? Неимоверное счастье! Красавица-сестра Екатерина, ставшая губернаторшей в Твери, пишет ей? Анна отвечала десятками писем.

Ей было всего 15-ть, когда сам владыка Европы, великий и ужасный Наполеон Бонапарт, посватался к ней. Где-то раздобыли портрет великой княжны, и Наполеон… растаял. Посол де Коленкур особенно отмечал в своем донесении французскому монарху: «У нее прекрасные глаза, взор ее полон доброты, уже умеет держать себя и выглядит старше своего возраста».

Но Анна была слишком хороша, слишком образована и слишком знатна для «корсиканского чудовища». Императрица Мария Федоровна, которую не особенно жаловали в Петербурге, сказала сыну-императору, что, скорее, увидит свою дочь на смертном одре, чем под руку с Наполеоном.

В последующие несколько лет руки Анны добивались прусский король, герцог Беррийский и пара претендентов менее родовитых. Окончательно судьбу княжны решила старшая сестра-губернаторша, это она выбрала для нее принца Виллема, наследника Нидерландов.

Свадьбу сыграли в Петербурге, молодых венчали в церкви Зимнего дворца. За Анной давали столь огромное приданое, что его опись занимала сорок шесть страниц. И чего там только не было! Деньги, драгоценности, великолепная мебель, лошади, шубы… Торжественный въезд Анны и Виллема в Нидерланды состоялся в июле 1816-го года, и весьма впечатлил подданных принца Оранского.

Между собой супруги общались по-французски. Занятно, но язык своей собственной страны, принц Виллем знал не очень хорошо. А вот Анна Павловна изучала его с большой охотой. Новоявленная принцесса Оранская оказалась настолько деятельной, что все только диву давались: открывала приюты для бедных, занималась живописью, строительством, литературой, и почти каждый день писала домой, в Россию.

-2

Анна тосковала по родным. В Брюсселе у нее не сложились отношения с семьей мужа, а когда резиденцию Виллема уничтожил пожар, именно близкие Анны Павловны прислали все необходимое. В 1824 году супруги Оранские поехали в Петербург погостить, и задержались… почти на год. С большой неохотой им пришлось возвращаться, но дела Нидерландов тоже не требовали отлагательств. Так надолго Анне и Виллему больше не удавалось оставаться в Петербурге, хотя они регулярно ездили туда – в 1828, 1833, 1835-м.

А еще спустя пять лет Анна Павловна стала королевой Нидерландов: отец Виллема отрекся от престола. Девять лет она с достоинством носила корону, до смерти мужа. А когда траур окончился, с удивлением обнаружила, что супруг оставил ей ворох долговых расписок. Чтобы покрыть расходы, Анне пришлось обращаться к своему брату, императору Николаю I. И в Петербурге ей снова помогли.

Еще один раз Анна Павловна ездила на Родину – в 1853-м году. Многих из тех, кого она знала и любила, уже не было в живых. Так вышло, что королева Нидерландов пережила всех своих братьев и сестер.

В Голландии она снова занялась благотворительностью, а скончалась 17 апреля 1865 года, от болезни легких. Она успела стать матерью пятерых детей, и нынешние правители королевства – ее прямые потомки.