Во всех исследованиях, связанных с этим вопросом, существует множество ограничений. Все они представляют собой лишь статические снимки биосферы, которая представляет собой сложную, динамичную систему.
Очевидно, что следующие шаги включают построение региональных и глобальных моделей взаимосвязанной экологической экономической системы, направленных на лучшее понимание как сложной динамики физических/биологических процессов, так и ценности этих процессов для благосостояния человека.
Но нам не нужно ждать результатов этих моделей, чтобы сделать следующие выводы.
Обсуждение
Совершенно очевидно, что экосистемные услуги составляют важную часть общего вклада в благосостояние человека на этой планете.
Мы должны начать придавать достаточный вес природному капиталу, который производит эти услуги, в процессе принятия решений, в противном случае может сильно пострадать нынешнее и будущее благосостояние людей.
Годовая стоимость этих услуг составляет 16-54 триллиона долларов США, а средняя стоимость - 33 триллиона долларов США. Реальная стоимость почти наверняка намного больше, даже при нынешней марже. 33 трлн. долл. США в 1,8 раза превышает нынешний глобальный ВНП.
Один из способов взглянуть на это сравнение заключается в том, что если попытаться заменить услуги экосистем при нынешней марже, то потребуется увеличить глобальный ВНП по меньшей мере на 33 триллиона долларов США, частично для охвата услуг, уже охваченных существующим ВНП, и частично для охвата услуг, которые в настоящее время не охвачены ВНП.
Эта невыполнимая задача не приведет к повышению благосостояния, потому что мы лишь заменим существующие услуги, и игнорирует тот факт, что многие экосистемные услуги являются в буквальном смысле незаменимыми.
Если бы экосистемные услуги действительно оплачивались с точки зрения их стоимостного вклада в мировую экономику, глобальная система цен была бы совсем иной, чем та, которая существует сегодня.
Цены на товары, прямо или косвенно использующие экосистемные услуги, были бы гораздо выше.
Структура факторных выплат, включая заработную плату, процентные ставки и прибыль, резко изменится. Мировой ВНП будет сильно отличаться как по своим масштабам, так и по составу, если в него будет надлежащим образом включена стоимость экосистемных услуг.
Одним из практических способов использования полученных нами оценок является оказание помощи в модификации систем национальных счетов для более точного отражения стоимости экосистемных услуг и природного капитала.
Первоначальные попытки нарисовать картину нынешнего уровня экономического благосостояния совсем иначе, чем при обычном ВНП, некоторые свидетельствуют о выравнивании благосостояния примерно с 1970 года, в то время как ВНП продолжал расти.
Второе важное использование этих оценок связано с оценкой проектов, в ходе которой утраченные экосистемные услуги должны быть сопоставлены с выгодами конкретного проекта.
Поскольку экосистемные услуги в основном находятся вне рынка и неопределенны, их слишком часто игнорируют или недооценивают, что приводит к ошибкам при строительстве проектов, социальные издержки которых намного превышают их выгоды.
По мере того, как природный капитал и экосистемные услуги становятся все более напряженными и "дефицитными" в будущем, мы можем только ожидать, что их стоимость будет расти.
Если для незаменимых экосистемных услуг будут установлены значительные, необратимые пороговые значения, их стоимость может быстро перепрыгнуть на бесконечность.
Учитывая огромные неопределенности, связанные с этим, мы можем никогда не иметь очень точной оценки стоимости экосистемных услуг.
Тем не менее, даже приблизительная первоначальная оценка является полезной отправной точкой.
Она демонстрирует необходимость проведения большого количества дополнительных исследований, а также указывает на конкретные области, которые больше всего нуждаются в дополнительном изучении.
Она также подчеркивает относительную важность экосистемных услуг и потенциальное воздействие на наше благосостояние.