От скандала ее спасла собственная смерть. Хотя, если бы она не умерла в родах, никто, возможно, так и не получил бы доказательств ее неверности. Великая княгиня Наталья Алексеевна, супруга наследника престола Павла Петровича, предстала перед всем миром злостной распутницей уже на смертном одре.
Как часто бывало с русскими великими княгинями и императрицами, Наталья Алексеевна – урожденная немка. Принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза, из Гессен-Дармштадского семейства. Воспитывалась она в строгости, мать не давала спуску ни в чем. Охотно училась, причем у кого! В доме Гессенских бывали Гете и Гердер. Но от себя не убежишь: в упорядоченной и даже монотонной жизни замка, принцесса обнаружили редкий темперамент, пылкость и упрямство.
В 1772 году императрица Екатерина II задумала женить своего единственного законного сына, и бросила клич по немецким семействам. Естественно: своя рубашка ближе к телу. Выбрали двух девиц, да одна оказалась слишком юной. Поэтому Гессен-Дармшатдскому семейству просто повезло. У них оказалось целых три подходящих претендентки. Оных и повезли в Петербург.
Вспоминая собственное тяжелое путешествие в Россию, Екатерина не поскупилась – послала за девушками три фрегата, нагруженных подарками. На одном таком корабле юная Луиза встретилась с графом Андреем Разумовским – писаным красавцем и близким другом наследника престола. Только встретилась, или уже…? Слухи впоследствии ходили разные.
Императрица равно воспринимала всех трех девушек, когда они явились к русскому Двору. Чуть меньше склонялась к старшей принцессе, потому что как раз за нее очень хлопотал прусский король. А если тому так нравится эта особа – значит, возможно, они уже сговорились о совместных действиях?
Павлу Петровичу понравилась младшая, да и Екатерина сочла Луизу достойным выбором, описывая ее в письмах так: «много ума… она приветлива… я очень ею довольна».
Со свадьбой торопились. 15 августа 1773 года Луиза приняла православие, а 29 сентября отметили бракосочетание. Столица гремела фейерверками две недели, и никто не задумался: нет ли дурного предзнаменования во всем этом? А ведь стоило. В крещении Луиза получила имя Наталья Алексеевна. Несчастливее нельзя было и сыскать для семьи Романовых! Судите сами: родная сестра Петра Великого, Наталья Алексеевна, умерла бездетной и незамужней. Две дочери того же Петра, носившие это имя, скончались в юном возрасте. Еще одна полная тезка новой великой княгини, Наталья Алексеевна – дочь царевича Алексея – погибла в 14 лет от чахотки.
Но вернемся в 1773 год. Новую великую княгиню при Дворе полюбили. И с нетерпением ждали, когда же эта цветущая 16-летняя девушка родит Павлу Петровичу наследника.
А девушка не спешила. Точнее, она очень спешила, но совсем в другом. Моментально принялась вникать в тонкости придворной жизни. Живейшим образом интересовалась всеми событиями, интригами, сплетнями. Наследник престола , влюбленный в жену, осыпал ее дорогими подарками. И… даже не подозревал, что у него под носом прекрасная Наталья Алексеевна устраивала личную жизнь с графом Разумовским.
Английский посланник в своих письмах отмечал страстность великой княгини. Если танцевала – то до упаду. Если ей становилось жарко – гасили камины повсюду. Если же ей приходила охота играть в театр, то пьесы ставили самые острые. На глазах у всех Наталья Алексеевна превращалась в проблему. Еще хуже – для императрицы – что Павел Петрович попал под ее полное влияние.
Говорят, сама Наталья Алексеевна нисколько не любила мужа. Разумовским, наоборот, была увлечена самым серьезным образом. Естественно, это не могло долго быть скрыто от глаз императрицы. Поползли слухи. Однако прямых доказательств у Екатерины не было. А тут еще радостное событие – княгиня беременна!
Никто не знал, что идут последние часы жизни Натальи Алексеевны. Шведский художник Александр Рослин написал целых два портрета великой княгини, находящейся в ожидании ребенка – а это, поверьте, очень редкое явление! Беременных царственных особ обычно… не пишут! Это вам не социальные сети.
Незадолго до родов великая княгиня стала излишне подозрительной и раздражительной. Иногда впадала в меланхолию, совсем не свойственную ей. Что-то чувствовала? Тут всему поверишь...
Схватки начались ночью 10 апреля 1776 года. Уже позже выяснилось, что Наталья Алексеевна физически не смогла бы произвести на свет ребенка – таково было строение костей ее таза и позвоночника. Но в те жуткие дни никто этого не понимал. Три дня великая княгиня страшно кричала: она умирала от невыносимой боли. Ребенок - к сожалению - тоже был обречен.
После ужасной смерти Натальи Алексеевны, императрица приказала обыскать ее покои. Сразу нашлась шкатулка с письмами – к французскому и испанскому двору с политическими делами, и – целая пачка страстных посланий к графу Андрею Разумовскому. Эти «вещдоки» немилосердно отдали убитому горем наследнику престола. Стоило ли? Но императрица не стала церемониться.
Похоронили великую княгиню по очень скромному обряду, и не в Петропавловской крепости, как предписывали правила императорского дома, а в Александро-Невской лавре. Павел Петрович на похороны неверной жены не явился, а любовник Натальи Алексеевны, совсем напротив – шел за гробом.
С того времени Романовы избегали имени «Наталья». Слишком много неприятных совпадений оно несло.