На конец 80-х годов прошлого столетия в СССР и за рубежом эксплуатировалось более 9 миллионов автомобилей Волжского автозавода. По прогнозам специалистов, к 1990 году назреет социально-техническая проблема кузовного ремонта автомобилей ВАЗ классической компановки.
Установлено, что ресурс и ремонтопригодность кузова и основных агрегатов автомобилей семейства ВАЗ не одинаковы.
Ресурс основных металлоёмких агрегатов - двигателя, коробки передач, заднего моста - до узлового ремонта составляет 120 - 130 тыс. км пробега (8 - 10 лет эксплуатации). После ремонта ресурс возростает до 220 - 230 тыс. км пробега (15 лет интенсивной эксплуатации автомобиля).
Иное положение с цельнометаллическим несущим кузовом автомобилей Волжского завода. Первые признаки появления сквозной коррозии кузова владелец автомобиля замечает примерно через семь лет интенсивной его эксплуатации, даже при гаражном хранении. Несущий кузов теряет жёсткость, уменьшается надёжность и безопасность автомобиля, ухудшается внешний вид автомобиля. Ремонтопригодность кузова низка, а трудоёмкость и в первую очередь потребность в кузовных панелях из дефицитного тонколистового металла - велики.
В целом можно считать, что основные металлоёмкие агрегаты автомобилей семейства ВАЗ традиционной классической компоновки более чем в 2 раза "переживают" свой собственный кузов.
Дизайнеры и научные сотрудники Ленинградского инженерно-строительного института, научно-исследовательских мастерских ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, комбината декаративно прикладного искусства г. Ленинграда совместно с коллегами с Волжского автозавода предложили проект создания автомобиля с новыми потребительскими свойствами. Была разработана концепция переоборудования неремонтопригодного кузова автомобиля с повторным использованием его работоспособных агрегатов и создания "нового" автомобиля - на каркасно-рамной схеме с навесными пластмассовыми панелями.
Предложенная концепция включала следующие типы специализированных автомобилей для индивидуального пользования:
- автомобиль легковой общего назначения (базовый);
- грузовой автомобиль крытый;
- легковой автомобиль открытый;
- автомобиль-роспуск грузовой;
- автомобиль спортивно-молодёжный;
- грузовой автомобиль особо малой грузоподъёмности;
- автомобиль повышенной проходимости;
- седельный тягач особо малой грузоподъёмности.
Представленные модели имеют общие элементы: наличие одной каркасной несущей системы, унификация по узлам, агрегатам и деталям с автомобилями ВАЗ, модульный принцип формооброзования с использованием навесных пластмассовых панелей, технологически-эстетическое единство.
Организация производства не требовала больших капиталовложений. Комплектующие пластмассовые панели планировалось изготавливать на предприятиях, заинтересованных во внедрении товаров народного потребления; несущие элементы рамы, комплектующие изделия, - механическими заводами по кооперации. Кроме того, переоборудование автомобилей могло осуществляться на станциях техобслуживания, спецавтоцентрах АвтоВАЗа и Автотехобслуживания гражданами, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, арендовав помещение и оборудование СТО в вечернее и ночное время.
Проект не получил дальнейшего развития в связи с известными событиями 90-х годов прошлого столетия.