Найти тему
Код от сейфа

Управление рисками засухи в Мексике

Оглавление

Засуха - это повторяющееся погодное явление, характеризующееся уменьшением количества осадков по сравнению с тем, что считается нормальным для конкретной зоны.

Она не показывает определенного эпицентра или траектории, но расширяется в нерегулярной форме во времени и пространстве, что делает доступную воду недостаточной для удовлетворения различных потребностей человека и экосистем.

Засуха рассматривается как одно из самых сложных природных явлений, которое затрагивает все больше людей во всем мире. Помимо непосредственного воздействия на производство, оно может также повлиять на водоснабжение для потребления человеком, а также заставить население эмигрировать и, в некоторых серьезных случаях, вызвать голод и смерть.

В отличие от других бедствий, связанных с природными явлениями, воздействие которых проявляется на местном уровне и в краткосрочной перспективе, засухи охватывают большие географические районы, и их последствия могут сохраняться в течение многих лет, оказывая негативное воздействие на качество жизни и развитие пострадавшего населения.

В Мексике проблема засухи на протяжении всей своей истории была постоянной и хронической, о чем свидетельствуют документально подтвержденные данные о засухах, имевших место еще до испанской колонизации. Хотя точные даты не указаны, известно, что в древней Мексике были засушливые периоды, которые вызвали голод, миграцию и смерть, которые нарушили не только сельскохозяйственную деятельность, но и повседневную жизнь жителей. В последние десятилетия в Мексике был зафиксирован рекордный в течение многих лет недостаток осадков, частота и интенсивность которых возросли, что, скорее всего, объясняется глобальным изменением климата. Засухи последних лет затронули значительные площади сельскохозяйственных угодий и сельских территорий, создав серьезные проблемы в местной и национальной экономике, как это произошло во время засухи 2011-2012 годов, самой сильной из последних 70 лет, затронувшей более 80% территории страны.

Указанная засуха нанесла экономический ущерб сельскохозяйственному производству, который превысил 16 млрд. песо (около 1,3 млрд. долл. США), и подсчитано, что общие потери в различных секторах экономики составили 10% национального валового внутреннего продукта. По оценкам, 48 миллионов мексиканцев пережили последствия стихийного бедствия в засушливых, полузасушливых и субгумидных зонах, от которого пострадали два из трех обрабатываемых гектаров земли и погибли тысячи голов скота.

Политика и институты, борющиеся с засухой в Мексике

На международном уровне проблеме засухи и ее побочным эффектам уделяют внимание в основном два подхода: управление рисками и кризисное регулирование.

Разница заключается в времени реагирования и принятых мерах в каждом конкретном случае. С одной стороны, управление рисками представляет собой проактивный подход, ориентированный на разработку стратегий, которые должны осуществляться до наступления засухи. Все это для предотвращения и смягчения воздействия на уровень риска и, следовательно, уязвимости к воздействию.

Этот подход направлен на повышение сопротивляемости систем (способности к восстановлению) путем принятия на постоянной основе структурных и неструктурных мер. С другой стороны, регулирование кризисов представляет собой реактивный подход, основанный на осуществлении мер реагирования и действий после того, как стало известно о бедствиях, вызванных засухой.

Такой подход применяется в чрезвычайных ситуациях, и вероятность предоставления технически и экономически эффективных решений значительно снижается, так как действия предпринимаются в зависимости от причиненного населению ущерба даже без адекватной оценки имеющихся вариантов. Такой подход, как правило, поддерживает зависимость от мер по оказанию помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, а не от укрепления устойчивости.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/03/05/21/12/desert-279862_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/03/05/21/12/desert-279862_960_720.jpg

В Мексике внимание к засухам было в основном реактивным вплоть до 2012 года, когда управление рисками имело первостепенное значение.

В случае сильной засухи, как, например, в 2011 году, местные власти первыми обратились к Национальной комиссии по водным ресурсам (КОНАГУА) с просьбой представить декларацию о стихийном бедствии, в которой они получили доступ к традиционной поддержке федерального правительства со стороны Национального фонда для ликвидации последствий стихийных бедствий (ФОНДЕН).

Этот фонд был создан в конце 90-х годов прошлого века в качестве бюджетного механизма для поддержки восстановления федеральной и местной инфраструктуры, пострадавшей от "стихийных" бедствий, и, хотя он является хорошим источником финансирования для удовлетворения чрезвычайных потребностей, вызванных засухой и другими бедствиями в краткосрочной перспективе, он не является полностью подходящей или достаточной в качестве всеобъемлющей стратегии управления риском продолжительной и широкомасштабной засухи, как это было недавно сделано в стране.

Национальная программа по борьбе с засухой

Сильнейшая засуха, обрушившаяся на Мексику в 2011 и 2012 годах, а также социально-экономические и экологические последствия этого явления побудили федеральное правительство 25 января 2012 года опубликовать в Федеральном официальном бюллетене "Соглашение, согласно которому принимаются меры по смягчению последствий засухи, от которой страдают многие штаты", в котором глава федерального органа исполнительной власти поручил нескольким ведомствам федерального публичного управления осуществить мероприятия по смягчению последствий засухи, ускорению использования государственных ресурсов и выполнению общественных работ в целях ликвидации последствий указанного метеорологического явления.

Впоследствии, 22 ноября 2012 года, федеральное правительство опубликовало в Федеральном официальном вестнике "Руководящие принципы, устанавливающие критерии и механизмы выдачи генеральных соглашений в чрезвычайных ситуациях, связанных с засухой, а также меры по предупреждению и смягчению последствий, которые должны быть приняты национальными водопользователями для достижения эффективного использования жидкости во время засухи", посредством которых были установлены соответствующие критерии и механизмы, позволяющие КОНАГУА заключать общие соглашения на случай чрезвычайных ситуаций, вызванных засухой, а также предлагать национальным водопользователям меры по предупреждению и смягчению последствий засухи, в соответствии с которыми можно обеспечить эффективное использование воды в целях ее защиты.

В заключение скажем, что невозможно избежать засухи, но есть способы смягчить ее последствия и уменьшить потери пострадавших. В настоящее время Мексика охвачена переходным процессом, который переходит от реагирования, сосредоточенного на преодолении кризиса, вызванного засухами, к превентивному подходу, ориентированному на управление рисками.

Цель Национальной программы по борьбе с засухой заключается в прогнозировании засух путем поиска решений для удовлетворения спроса, избегая ситуаций нехватки воды и конфликтов между пользователями в целях ее использования.

Риск не может быть полностью устранен, тем не менее, действия, которые будут реализованы в будущем в рамках данной программы, будут полезны для смягчения его последствий, при этом необходимо усилить и реализовать меры по снижению воздействия, вызванного нехваткой воды в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ожидается, что все эти меры, принимаемые федеральным правительством для борьбы с засухами, наряду с активным участием правительств штатов и местных органов власти, а также организованного гражданского общества, принесут результаты в среднесрочной перспективе.