В предыдущей статье мы выяснили, почему посылки перемещаются медленнее, чем вы бы сами привезли посылку из точки А в точку Б своим ходом. Но остается вопрос: зачем Почте России так много сортировочных центров, ведь на них залеживаются посылки? С первого взгляда, кажется, что если бы посылка ехала из Москвы сразу в ваш город, то это было бы намного быстрее.
На самом деле, у клиента почты и самой почты есть свои собственные потребности при услуге доставки товара. У клиента - это скорость и стоимость, у почты - это издержки и уровень обслуживания.
Рассмотрим ситуацию когда не будет сортировочных центров, и посылки будут приходить из аэропорта сразу в ваше отделение, или, если доставка по России - из вашего отделения в отделение получателя, допустим из Орла в Липецк.
В данной ситуации действительно любая посылка дойдет за день. Следовательно, скорость и уровень обслуживания будет на высоте.
Но рассмотрим эту же ситуацию с экономической точки зрения:
Чтобы поддерживать такой высокий уровень обслуживания, почта должна отправить эту посылку в этот же час, после того как она ее получила. А много ли посылок за этот час принесут другие клиенты в этот же офис, чтобы отправить в Липецк на ваше отделение!? Скорее всего - 0. Поэтому почтальон поедет только с вашей посылкой из Орла в Липецк.
А теперь, примерно, подсчитаем стоимость такой доставки: ЗП почтальона (условно) 1000₽ за один день. Считаем бензин: ~300км, что-то около 1000₽. Вроде бы получается 2000₽.
Дорого, но можно же закинуть на поезд!? Да, но тогда время доставки увеличится как минимум на пару часов, так как поезда ездят по такому маршруту не часто. Возможно даже, за эти пару часов, принесут еще 1-2 посылки из Орла в Липецк. Хорошо, доставка не моментальная, но это не так критично.
Допустим, Почта России купила одно сидячее место за 450₽ из Орла в Липецк, чтобы довести эти 3 посылки (утрируем). Ок, тогда стоимость одной посылки будет ровна 150₽ - неплохо! Но это не так!
Чтобы поддерживать приемлемый уровень обслуживания, за этими тремя посылками должен придти почтальон и развести их сразу по отделениям. Ок, за час он справиться, +50₽ к каждой посылке. Суммарно 200₽ затраты почты на перевозку одной посылки. Но опять же это далеко не так, и дело даже не в ЗП и аренде пунктов выдачи.
Чтобы система могла так работать, на вокзале обязательно должны стоять в ожидании несколько почтальонов, потому что при такой схеме, на каждой станции надо будет посылки из Липецка заносить в поезд, а что то брать на развоз. И посылок на самом деле приедет с поезда из Орла не 3, а 103, так как на каждой станции будут что-то добавлять. И стоимость посылки соответственно со всеми этими махинации значительно вырастет. И это для городов, в которые регулярно ездят поезда. А есть ведь очень много городов и деревень, где нет жд дороги...
Поэтому есть смысл делать крупные сортировочные центры в областных городах и маленькие в городах, которые снижают вариабельность:
Но реальная картина скорее выглядит так:
Между соседними городами, если они находятся достаточно близко друг к другу (например Вологда и Череповец) - нет смысла делать отправление локальных посылок через Москву, так как вероятность отправление посылки из Вологды в тот же Череповец намного выше, чем из Вологды в Липецк, потому что помимо обычных людей, почтой пользуются предприятия, и нередко у организаций есть филиалы в двух соседних городах. Поэтому, если есть спрос, для повышения уровня обслуживания, почта может поддерживать канал между двумя маленькими складами.
Следовательно, используя логику, можно понять: чем выше вероятность отправления посылки из точки А в Б, тем больше будет спрос на такие посылки, а соответственно их кол-во будет больше, и тем чаще можно организовывать рейс между этими пунктами => стоимость пересыла одной посылки будет ниже и время транспортировки короче.