Вы замечали тот ореол безумности и странности, что окружает действительно великих людей?
Гений и креативность уже давно связаны с психопатологией как в популярном, так и в профессиональном сознании.
Широкий спектр девиантного поведения, начиная от легкой эксцентричности и заканчивая явным психозом, не просто принимается, но часто ожидается у гениальных, ярких и творческих людей высокого уровня.
Забавные истории изобилуют странными поступками великих, а популярная литература изображает сумасшедшими ученых, художников и поэтов.
- Платон описывал поэтическое вдохновение как форму божественного безумия.
- По сообщениям, Аристотель сказал, что "ни один великий гений не обходится без смеси безумия".
В начале этого столетия психиатры, самым известным из которых является Чезаре Ломброзо, написали обширные трактаты, связывающие гениальность и креативность с безумием.
Хотя различные истории и указывают на связь, на самом деле, этому нет подтверждающих эмпирических данных
Напротив, тщательная историческая и эпидемиологическая документация о заболеваемости психическими заболеваниями среди людей с явным блеском и творчеством постоянно показывает очень высокую долю людей без болезней на протяжении всей истории.
Ключевым фактором в ошибочных представлениях о связи между творчеством и психическим заболеванием является отклонение от обычных норм мышления или поведения, проявляемых как блестящими и творческими людьми, так и людьми с психическими расстройствами.
Творческие люди думают необычными способами, чтобы производить новые и необычные идеи и продукты
Альберт Ротенберг провёл исследовательские интервью с более чем 110 литературными и художественными лауреатами и 45 нобелевскими лауреатами по физике, химии, медицине и физиологии
Помимо легких расстройств личности и характера, а также токсикомании, примерно в одной пятой (это не выше, чем заболеваемость среди населения США и Европы), среди них не было серьезных психических заболеваний.
Ротенберг исследовал четыре контрольные группы: Нобелевских лауреатов, студентов с высоким творческим потенциалом, студентом с низким творческим потенциалом и группу госпитализированных пациентов из психиатрии.
Результаты эксперимента заключались в том, что группа Нобелевского лауреата и группа студентов с творческим потенциалом показали доказательства активной концептуализации творческого процесса в четком сравнении с госпитализированными пациентами и студентами с низким творческим потенциалом, которые этого не сделали.
Поэтому психическое заболевание и творческое мышление оказались несовместимыми
Вместо того, чтобы идти рука об руку с блеском и творческим мышлением, инвалидность, эксцентричность и другие факторы эмоционального или психического заболевания обычно мешают творческой работе.
В случае с теми великими историческими личностями, которые были психически больными, существует высокая вероятность, что они добились бы еще больших успехов, если были бы здоровы.
Поскольку творческая работа включает в себя необычное мышление и готовность остаться в одиночестве и рисковать, большое беспокойство часто становится служанкой больших достижений.
Иногда это проявляется в эксцентричности и психических заболеваниях, но не в обычном виде
Творческие и блестящие люди, как правило, очень индивидуалистичны, а когда они успешны, они иногда потворствуют индивидуальным предпочтениям и характеристикам, потому что никто не хочет или не смеет их останавливать.
Кроме того, во взгляде общественного внимания – от Платона и Аристотеля до настоящего времени – все специфические детали жизни человека становятся хорошо известными и сильно преувеличенными.
В целом, однако, большое количество историй, рассказывающих об эксцентричности великих людей, отражает загадочный интеллектуальный парадокс: видение необычайно высокой способности и явного недостатка в одном и том же человеке.
Психологические исследования, которые якобы показали психические заболевания у творческих субъектов – писателей, художников, музыкантов, ученых и некоторых руководителей бизнеса – неизменно имеют ограниченный доступ к действительно творческим личностям.
Когда существуют взаимосвязи психического заболевания и выдающегося творчества, они, безусловно, заслуживают изучения и исследования.
С другой стороны, все эти шутки о безумствах великих, кажется, больше служат успокоением для нас, обычных людей, которым нравится позабавиться над странностями других.