Повышение уровня формального образования и роль государства
Принципиальное различие между человеком и другими видами заключается в широкой передаче и сохранении знаний между людьми. Эта передача и сохранение - то, что привело к современному экономическому росту. Но передача информации не могла быть широко распространена и не дошла бы до "масс" людей, если бы не учреждения, называемые школами.
Знания передавались и продолжают передаваться без формальной и разветвленной школьной системой:
- Сократ учил Платона;
- Платон учил Аристотеля;
- частные наставники обучали сотни тысяч китайцев от Сунга до Цина конфуцианской классике, чтобы они могли участвовать в "экзаменационной системе";
- ученики обучались навыкам у своих мастеров;
- родители всегда учили своих детей.
Но только со школами, в которых обучение начинается с маленьких детей, система могла бы охватить большое количество обычных людей.
Школьное образование в Европе и Америке
Переход к массовому начальному образованию в большинстве стран Европы начался где-то в конце XIX века, что гораздо раньше Северной Америке. Согласно данным, полученным в ходе исследования различной документации, Соединенные Штаты и Пруссия, ведущие страны в области образования, имели к 1860 году начальное образование на уровне около 70% для детей в возрасте от 5 до 14 лет.
Соединенные Штаты сохранили лидерство и превзошли (объединенную) Германию в конце девятнадцатого века и имели начальное школьное образование на уровне более 90 процентов. Однако Франция, Германия и Великобритания к началу ХХ века имели начальную школу на уровне более 70%.
Хотя основные контуры изменений в образовании на начальной ступени в Европе и Соединенных Штатах Америки в период примерно с 1840 г. по 1940 г. хорошо отражены в этих данных, их следует использовать с определенной осторожностью. Данные по школам часто берутся из переписных листов и не учитывают число месяцев, в течение которых дети находятся в школе.
Особенно когда школьные данные берутся из административных источников, не всегда ясно, что числитель относится к молодежи определенного возраста, даже если знаменатель таковой имеется.
Во многих местах, где средние школы еще не были созданы, молодежь старшего возраста посещала общие или начальные школы.
Другая трудность заключается в том, что при сравнении между странами необходимо учитывать различные институциональные особенности, поскольку школы находятся почти всегда в государственном секторе.
Ведущая роль Соединенных Штатов в сфере образования, которая, как выяснилось из данных о начальных школах за девятнадцатый век, значительно расширилась в XX веке с началом "движения за среднюю школу". Хотя многие из более богатых стран Европы к началу ХХ века имели широкую основу начального образования для молодежи, они не имели массового образования на уровне средней и высшей школы.
Но Соединенные Штаты сделали это.
В конечном счете, Европа достигла уровня образования в Соединенных Штатах и в последние десятилетия сделала шаг вперед как в плане количества, так и в плане качества среднего образования.
Я вернусь к более недавнему периоду.
Но на данном этапе полезно понять, почему Соединенные Штаты взяли на себя первоначальную руководящую роль и какую роль играли отдельные семьи и местные, штатные и федеральные правительства в плане финансирования и регулирования.
ХХ век явно стал веком человеческого капитала.
Образование в Соединенных Штатах Америки в целом было открытым и всепрощающим по своей природе. Открытость означает, что школы в целом позволяют всем детям поступать в них. Открытость американских школ связана с тем фактом, что, начиная с середины XIX века начальные и средние школы (полностью) финансировались государством, местными органами власти и властями штатов.
Прощение означает, что ученикам, которые плохо успевали в одном классе, как правило, разрешалось переходить в следующий класс. Прощающий характер связан с тем, что до недавнего времени стандартизированных тестов, требуемых законом, было немного.
Кроме того, финансирование школ обеспечивается небольшими, финансово независимыми районами. Поскольку это положение в основном касается небольших округов, а не штатов или федерального правительства, было трудно ввести единообразное тестирование. Еще более важным для вопроса финансирования является то, что округа были настолько малы, что их насчитывалось тысячи.
На пике 1920-х годов насчитывалось около 130 000 школьных округов. Школьные округа могут конкурировать за семьи, а семьи могут переезжать в районы, где есть более качественные школы или менее дорогие школы или различные типы школ.
Еще одной особенностью было то, что американское образование было академическим, но в то же время и практическим. В отличие от многих европейских стран, лишь немногие "следы" вовлекали молодежь в промышленные и профессионально-технические программы.
С этим связано то, что к началу девятнадцатого века большинство начальных школ были нейтральными в гендерном отношении, а во время движения за среднюю школу то же самое происходило и в зарождающихся средних школах.
Позднее колледжи стали гендерно нейтральными, хотя с момента своего открытия они, как правило, проходили совместное обучение в государственном секторе.
Интересно, что женщины имели больше лет образования, чем мужчины, до 1920 года рождения, и они снова получили образование в тех же когортах, которые родились после 1950 года. Однако после когорт, родившихся примерно в 1950 году, произошло значительное замедление темпов роста уровня образования, который только начал вновь расти, особенно среди женщин.