Найти тему
Dmitry Zima

ПЗСМ — паровозозаправочная специальная машина на случай ядерной войны

На ХХ съезде КПСС, в 1956 году было принято решение о прекращении строительства паровозов. В итоге все локомотивостроительные заводы окончательно переводят на производство тепловозов и электровозов. А в 60-х годах и далее начинается массовое отстранение паровозов от работы. Часть из них была отправлена на переплавку, другая часть отправлялась в другие страны. Например в Китай было передано около тысячи паровозов ФД.

Паровоз ФД на китайской ЖД
Паровоз ФД на китайской ЖД

Не стоит забывать, что в полном разгаре была "Холодная война", которая в любой момент могла перерасти в горячую, да и ещё с использованием ядерного оружия. А куда были нацелены вражеские ракеты? В первую очередь они были нацелены на крупные города, на заводы выпускающие продукцию оборонного и стратегического назначения, на нефтеперерабатывающие предприятия. Учитывая потенциальный ущерб от вероятной войны и имея опыт войны прошлой, когда в первые годы сложилась острая нехватка локомотивов, государство приняло решение значительную часть паровозов отправлять на специально созданные базы запаса. На таких базах паровозы проходили процедуры технического обслуживания, а затем консервации. Зачастую такое хранилище представляло собой большую площадку в чистом поле со множеством путей и огороженную колючей проволокой. И таких было множество по всему СССР.

База запаса на станции Рославль-2  Источник фото: www.burcevka.ru
База запаса на станции Рославль-2 Источник фото: www.burcevka.ru

Консервация любого паровоза — это не просто "закрыл дверь на ключ и забыл", это особая процедура, которая занимает много времени. А если таких паровых машин сотни, то их консервация может растянуться на месяцы. Расконсервация и подготовка локомотива к работе также занимала много времени, а в случае войны этот процесс должен был происходить максимально быстро, на сколько возможно. Для ускорения и облегчения подготовки паровоза к длительной стоянке были разработаны специальные паровозозаправочные машины — ПЗСМ.

Машины состояли из двух секций переделанных из тендеров от паровоза ФД

Паровоз ФД21-3031 и тендер   Источник фото: train-photo.ru Автор: Spv
Паровоз ФД21-3031 и тендер Источник фото: train-photo.ru Автор: Spv

Основной задачей ПЗСМ была просушка котлов паровозов перед консервацией и прогрев паровоза перед растопкой после длительного простоя. Внутри одной из секций ПЗСМ, в первой её половине находилась большая ёмкость с водой, а в другой машинное отделение с окнами, в котором стоял дизель-генератор для обеспечения агрегатов электроэнергией и работы воздушных и водяных насосов, и топливные баки.

Дизель-генератор в машинном отделении ПЗСМ Источник фото: parovoz.com Автор: Vivan755
Дизель-генератор в машинном отделении ПЗСМ Источник фото: parovoz.com Автор: Vivan755

Также в ПЗСМ имелась специальная печь, работающая на солярке, которая подогревала воду и воздух. Воздух подавался из резервуаров расположенных снаружи.

-6

Перед консервацией котёл паровоза высушивался от лишней влаги. Для этого в него подавался горячий воздух. После прогрева, для окончательной сушки использовали силикагель, запас которого находился в отдельном бункере на ПЗСМ.

Расположение оборудования и ёмкостей для просушки котлов
Расположение оборудования и ёмкостей для просушки котлов

После просушки все отверстия котла герметизировали замазкой.

Паровозы на базе запаса Сибирцево   Источник фото: trainpix.org   Автор:Barguzin
Паровозы на базе запаса Сибирцево Источник фото: trainpix.org Автор:Barguzin

При расконсервации или перед растопкой паровоза по трубопроводу из ПЗСМ подавалась горячая вода, тем самым ускоряя сам процесс растопки. Производительность ПЗСМ составляла до 60 обслуживаемых паровозов в сутки.

Заправка паровоза Л-3348   Источник фото: train-photo.ru   Автор: Willsoon
Заправка паровоза Л-3348 Источник фото: train-photo.ru Автор: Willsoon

Другим назначением ПЗСМ было — дезактивация верхнего строения пути и техники в случае радиоактивного заражения, дегазация подвижного состава зараженного АХОВ (СДЯВ) из-за химических атак или техногенных аварий.

Для дегазации и дезактивации на ПЗСМ имелись поливалки и распылители, а вместо воды заливался специальный раствор.

-10

При проведении дегазации подвижного состава могут быть использованы машины и приборы, предназначенные для использования на объектах железнодорожного транспорта, такие как:
- установки для наружной обмывки локомотивов;
- установки для наружной обмывки вагонов;
- вагономоечные машины для внутренней промывки вагонов;
- передвижные вагономоечные машины;
- паровозозаправочные спецмашины;

В связи с резким сокращением паровозных баз запаса после 1991-го года, в настоящее время паровозозаправочные машины не используются, а единичные экземпляры можно увидеть в музеях.

ПЗСМ-154 в ЖД музее Новосибирска
ПЗСМ-154 в ЖД музее Новосибирска

Понравилась статья? Поддержите лайком или подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.

Читайте также:

Пиво, вино, папиросы... Что еще можно было купить в советских торговых автоматах?
Little Joe — "советский" электровоз, который никогда не был в СССР
«Людиновцы на Лазурном берегу» — или как советские тепловозы оказались во Франции
Самые красивые локомотивы СССР
Проект "Пустельга" История тепловоза HS4000
"Марья Сергеевна Гагарина, 1962 г.р." История тепловоза М62