Найти тему
Офисный крыс

Как стать бизнесменом. Три очевидных способа

Оглавление

На днях я общался с одним товарищем. Он уже не первый год пытается выйти в социальную страту бизнесменов, но, из-за некоторых особенностей характера - дотошности на грани занудства - он все еще присматривается и обдумывает варианты.

Он досконально исследует каждую имеющуюся на рынке нишу, просчитывает ёмкость, анализирует конкурентов, прикидывает бюджет.

Знаю я и другого - заработав какие-то деньги, он на общеизвестном сайте нашел объявление о продаже салона красоты. Дело было полгода назад. Пытается отбить затраты. Искренне верит, что получится.

Ну и третий - мой, кстати, клиент, купил франшизу, вложил какие-то бешеные миллионы. Слава богу, его смогли вывести на плюсовые финансовые показатели, но о заработке - ради чего бизнес и создается - говорить пока рано.

Собственно, это и есть три возможных законных способа стать предпринимателем и рулить хоть каким-то, но своим бизнесом. Поскольку тут все не так просто и неоднозначно, я бы хотел потратить полчаса времени и написать статью на канале с небольшим исследованием.

Создать бизнес с нуля

Фактически самый реальный вариант. Как ни странно, дает некие эфимерные гарантии. Но они не говорят, что ты что-то заработаешь и разовьешься до уровня первой сотни Forbes. Они всего лишь говорят, что при таком сценарии все зависит от тебя. Сам дурак - RIP, dear bro. Но не более того.

На самом деле, ты провел первичный анализ, проанализировал конкурентов, разработал систему маркетинга, процесс продаж, наладил контакт с аутсорсерами, научился управлять процессами, которые раньше были для тебя темным лесом. Это все сложно, долго, нудно, рисково и не интересно. Ведь стереотип у нас такой: некий абстрактный бизнесмен открыл глаза к полудню, после обеда приехал в офис в Сити, раздал задания "топовым управленцам", вытащил из кассы пару миллионов и укатил в Дубай. Естественно, все это бред сивой кобылы, за который публике надо благодарить инфоцыган, о которых мы как-то уже говорили.

Способ требует нетривиальных мозговых усилий, обработки гигабайт данных этим же самым мозгом, хорошо подвязанного языка, определенных талантов.

На самом деле, только так это и работает - сразу спойлер к остальным 2/3 статьи. Если вы откроете тот самый пресловутый список Forbes, вы увидите там только тех, кто создал некий костяк с нуля, а "покупные" проекты лишь "нанизывая" на основной бюджетонаполняющий костяк ради дополнительного дохода.

Покупка франшизы

Во-первых, давайте сперва о том, что на самом деле должна представлять из себя франшиза. Грубо говоря, покупатель платит за готовые бизнес-процессы (как минимум маркетинга и продаж), тщательно и скурпулезно прописанные с учетом различных ситуаций до такой степени, что франчайзи остается только привести помещение в соответствиями со стандартами, посадить людей и они сразу же будут генерировать какие-то доходы.

Соответственно, мы сразу же понимаем, что прокатившийся по стране франшизный бум - не более чем...кхм...лохотрон. Да, действительно, есть определенные бизнесы, где все это работает. Но ценник... это не 30К рублей, как в ВК или Инстаграме. Например, мой клиент купил франшизу за 17 миллионов и вложил еще 30. И то его немного обманули и мне с моими коллегами пришлось допиливать многие вещи. Даже если вы ведете переговоры о примерно таких суммах, логичнее потратить время и средства на частного детектива или аналогичную компанию. Недавно я наткнулся на канал одного человека (для хейтеров, я не сижу в ютубе сутками, у меня из принципа нет телевизора и вместо него фоном болтает ютуб), который очень грамотно рассказал о том, как и какую информацию собрать о франчайзере.

Я понимаю, на кого рассчитывают инстаграмные миллиардеры - их ЦА (целевая аудитория) недалекие и жадные до легких денег миллениалы. Тут об этом мы не говорим. Недоумение у меня вызывают как раз таки богатые люди, способные оплатить счета на почти 50 "лимонов" и не трудятся собрать информации больше судебной практики, доступной по запросу в Яндексе. Да, я понимаю, что тема франшиз для нас сейчас сравнительно новая, но юридические-то конторы существуют уже десятилетия.

В качестве итога по этому пункту, скажу лишь что мороки по поиску и оценке адекватной франшизы и работы по ней не меньше, а гарантий столько же - почти зеро. По хорошему франшиза - просто способ немного сэкономить на брендинге и "прикрыть" свой маркетинг уже известным в каких-то кругах именем.

Покупка готового бизнеса

Я из тех, кто считает, что гОдный проект ни один здоровый человек не продаст. А как же знаменитый Чичваркин, как же выкупы Магнита, знаменитые поглощения Трампа и так далее? Ок, у Чича был выбор, сколько я помню, или продать бизнес и остаться при немалых деньгах, или остаться без бизнеса, денег, и сесть лет на 10. О подоплеке продажи Магнита не знаю, но про все прочие сделки скажу такое - да, есть определенные формулы расчета стоимости бизнеса. Но у проектов, которые способны приносить хоть какую-то прибыль ценники будут намного больше бюджета стартапа.

Если деньги не проблема, то проблемы "бабы Мани" никуда не делась. Речь идет о следующем: если баба Маня купит Apple, очень высока вероятность того, что Apple обанкротится. Да, Джобс умер, а компания жива. Но жива она потому, что он собрал квалифицированную команду, сделал суперский маркетинг, который превратил достаточно средний продукт в культ и так далее. Баба Маня своим сверхграмотным менеджментом в долгосрочной перспективе разорит компанию и разорится сама. С высоченной долей вероятности.

Да, иногда бывает, что кто-то потерял интерес, капитализирует активы для других вложений и так далее. Но это надо быть персонажем очень удачливым, чтобы наткнуться на такое.

Запомните, друзья, волшебную кнопку "Замутить доходный проект" без знаний, навыков, талантов, склада ума и прочего не изобрели. Если вам такую кнопку предлагают. Нууу...попробуйте, но вас предупреждали.

Ну и традиционное блогерское, подписываемся на канал, ставим палец вверх, или что тут принято просить.))

Иллюстрации взяты из открытых источников