Считается, что рост городов является источником экономического роста для страны и благосостояния для граждан. Однако, не всегда рост ВВП влияет на доходы населения, поэтому необходимо учитывать факторы, вызывающие урбанизацию стран.
Латинская Америка, Юго-Восточная и Восточная Азия являются регионами стандартной урбанизации, т.е. с параллельно идущей индустриализацией. Некоторые из этих стран экспортируют и промышленную продукцию, и сырьё (Чили, Индонезия, Малайзия, Перу).
Напротив, история развития городов Африки и Ближнего Востока происходила, в большинстве случаев, без индустриализации. Промышленный сектор экономики относительно мал, имеет низкую производительность и создаёт мало возможностей для трудоустройства. Добывающий сектор очень капиталоёмкий, поэтому занимает малое число работников, связанных непосредственно с отраслью.
Если упростить экономику страны до трёх секторов, в которых занято трудоспособное население, то мы получим:
· торгуемый – включает производство и услуги (финансовые, банковские, маркетинговые), которые экспортируются на мировой рынок;
· неторгуемый – включает государственные (социальная поддержка, ЖКХ, налоги) и прочие услуги (строительство, розничная и оптовая торговля, транспорт) оказываемые внутри страны;
· сырьевой – добыча и продажа полезных ископаемых.
Рост производительности в торгуемом секторе привлекает работников из неторгуемого, увеличивая уровень индустриализации и урбанизации одновременно. При этом происходит увеличение доходов населения, которое вызывает спрос на товары и услуги, действуя драйвером дальнейшей индустриализации и урбанизации. Назовём такой тип городов «производительными» (production cities).
Альтернативный путь роста городов - увеличение производительности в сырьевом секторе (открытие новых источников полезных ископаемых, рост мировых цен на сырьё). Эффект относительной производительности вызывает отток работников из торгуемого сектора в сырьевой. Наряду с этим, доход, полученный от экспорта сырья, создаёт спрос на товары и услуги неторгуемого сектора, что даёт толчок дальнейшему росту города. Данный тип городов можно назвать «потребительскими» (consumer cities). В таких городах процветает неторгуемый сектор экономики, а продукция с высокой добавленной стоимостью импортируется. Крупные города в этом случае служат распределительными центрами, откуда импортный товар расходится по всей стране. Поскольку производительность неторгуемого сектора низка, расширение предложения товаров и услуг возможно только при увеличении количества людей, занятых в нём.
Секторы государственных услуг и услуг, потребляемых на внутреннем рынке больше у экспортирующих ресурсы, чем индустриальных стран.
В большинстве случаев самый высокий уровень безработицы наблюдается у стран, в которых экономика зависит от сельского хозяйства или экспорта природных ресурсов и имеет слабо развитое промышленное производство.
Поэтому среди европейских и американских фондов развития очень популярна тема создания и поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) как источника занятости населения и экономического роста страны. Опыт Западной Европы, США и Японии является образцом для политики в сфере преодоления бедности в развивающихся странах.
Однако не все субъекты МСБ способны вести деятельность эффективно и создавать рабочие места, пока одни остаются малыми весь период своего существования, другие, более успешные, растут и расширяют штат работников.
МСБ, состоящие из 1-2 человек, редко имеют достаточно прибыли для расширения своей деятельности. У таких предприятий очень высока конкуренция, они нанимают низкоквалифицированных работников или мигрантов за минимальную заработную плату, чтобы свести концы с концами и работают в «тени».
Основные факторы, препятствующие развитию МСБ:
Кадровые ресурсы. Недостаток соответствующих компетенций у работодателей и сотрудников и плохое управление бизнесом.
Маркетинг. Успех продвижения продукции МСБ зависит от масштаба деятельности. У малых предприятий недостаточно средств на маркетинговые услуги, что не позволяет узнать о них широкому кругу потребителей.
Капитал. Для расширения деятельности, продвижения товаров, найма сотрудников, МСБ необходимо дополнительное финансирование. Но МСБ часто сталкиваются с отказом в банковском кредитовании из-за отсутствия ликвидного залога и низкой кредитоспособности.
Кооперация. Нехватка взаимодействия с другими МСБ для работы над общими проектами и усиления конкурентных позиций друг друга.
Конкуренция. Большое количество производителей в одно рыночной нише, давление со стороны глобальных международных компаний, создающих барьеры для входа.
Заказчики. Отсутствие доступа к крупным потребителям - государственным учреждениям и частным компаниям.
Отсутствие технологий на внутреннем рынке. Проблемы внедрения новых технологий связаны с высокой стоимостью приобретения, экономического риска и длительными сроками окупаемости.
Способы преодоления ограничений развития МСБ:
Нишевая стратегия. Узкая специализация на определённых видах деятельности и сбыт продукции как внутри страны, так и зарубеж. Несмотря на малый масштаб деятельности и узкую направленность, в случае получения достаточной прибыли, фирма сможет инвестировать в технологические разработки, чтобы быть первой и лучшей в своём сегменте рынка.
Кластерная стратегия. Кластер — совокупность взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом, посредством глубокого разделения труда, внедрения и распространения инноваций внутри кластера.
Взаимодействие нескольких МСБ может происходить в рамках:
· горизонтальной интеграции (общие рекламные кампании продукции, общие закупки сырья и использование оборудования, обмен опытом и рыночной информацией и т.д.);
· вертикальной интеграции (экономические связи назад по технологической цепи - backward linkages – с поставщиками и подрядчиками и экономические связи вперёд по технологической цепи – forward linkages – с оптовыми торговцами и конечными потребителями).
Глобальные цепочки создания стоимости (global value chains). Суть данной стратегии заключается в том, чтобы производить добавочную стоимость на каждом этапе создания продукции. Очень редко одна фирма занимается разработкой, производством и продвижением на рынке товара или услуги. Чаще над этим работают отдельные фирмы, находящиеся в разных городах или странах.
Существует три типа координации и управления между МСБ:
· сетевое – кооперация равноправных фирм;
· квазииерархическое – сотрудничество юридически независимых фирм, одна из которых является лидером и определяет общее направление производства;
· иерархическое – фирма является филиалом крупной международной компании.
Участие МСБ из развивающихся стран в глобальной цепочке создания стоимости означает получение информации о спросе на мировом рынке и доступ к ним, а также помощь компаний-лидеров рынка в обновлении оборудования, внедрения технологий и получение новых компетенций.
Как показывает история, со временем, страны-экспортёры природных ресурсов могут преодолеть зависимость от сырьевого сектора и превратить потребительские города в производительные. Например, в США 10 из 25 крупнейших городов изначально были потребительскими. Золотые копи привели к росту таких городов как Сан-Франциско, Денвер, Сиэтл. В течение ХХ века города штата Техас быстро росли благодаря открытию месторождений нефти. Эти города развили индустрию в ХХ веке, а сейчас они заняты в сфере высокотехнологичных услуг торгуемого сектора.
К сожалению, только немногие богатые ресурсами страны смогли развить индустрию. Среди исследователей нет однозначного ответа на вопрос, почему потребительским городам не удаётся диверсифицировать экономику. Одни акцентируют внимание на качестве институтов, другие – на человеческом капитале, ограничивающий рост производительности труда, третьи – на жёсткую конкуренцию стран с дешёвой рабочей силой.
1. Urbanization with and without Industrialization by Douglas GOLLIN, Rémi JEDWAB, Dietrich VOLLRATH.
2. Enhancing the Role of SMEs in Global Value Chains - ОECD publication.
3. Upgrading to Compete Global Value Chains, Clusters, and SMEs in Latin America edited by Carlo Pietrobelli, Roberta Rabellotti