Подозреваю, что многие, посмотрев замечательный немецкий фильм «Гудбай, Ленин», хоть на какое-то время захотели побывать в Восточной Германии того времени. Хочется верить, что это совсем не потому, что мы испытываем ностальгию по временам холодной войны или остаемся ярыми приверженцами жизни в так называемом "социалистическом лагере". Но обо мне лично разговор особый.) Вероятно, потому, что в течение трех с половиной лет я жил, а точнее проходил службу в повседневной конфронтации между Востоком и Западом, на самом рубеже противостояния двух систем накануне и сразу после разрушения Берлинской стены. Именно тогда я открыл для себя Вартбург-311 и, конечно же, маленький Траби, который стал символом «остальгии» — ностальгии по тем временам, когда восточным немцам так хорошо жилось в ГДР, ведь они были тогда такими молодыми!
Если высшим должностным лицам ГДР было позволено ездить на советских правительственных ЗИЛах или даже на Вольво (шведский производитель сделал серию, предназначенную только для ГДР), не говоря уже о Ситроенах которые использовались спецслужбами и, если наконец средний класс мог надеяться на Вартбург, большинству восточных немцев пришлось смириться с Трабантом, что объясняет почему он стал иконой.
Разумеется существовала не одна модель Трабанта, но я расскажу вам о 601, самом символическом и, конечно, самом распространенном. Первый Трабант известен как P50.
Этот автомобиль имел прогрессивные по тому времени передний привод с поперечным расположением силового агрегата, переднюю и заднюю независимую подвеску, рулевое управление реечного типа. Часто пишут о цельном пластиковом кузове машины, но на самом деле это не так: к сварному каркасу из стальных профилей крепились наружные панели из дуропласта. Этот новый материал инженер Вольфганг Бартель (Wolfgang Barthel) изобрел специально для Трабанта: прессованные плиты из синтетической смолы — продукта переработки бурого угля и хлопковых очёсов, отходов производства на текстильных фабриках. Снабжать очесами немецких автомобилестроителей взялся СССР. Со временем появились новые модели — Universal, военная модификация — открытый автомобиль с упрощенным кузовом без боковых дверей, его гражданская версия — Trabant Tramp. Работа над машиной велась на заводе AWZ (Automobilwerk Zwickau), который объединится в 1958 году с заводом IFA в Саксенринге (бывший DKW) и станет называться VEB Sachsenring Automobilwerk Zwickau.
Короче говоря, Трабант P50, оснащался двухтактным двигателем объемом 499 куб. См и мощностью 18 л.с. В 1962 году на модель P60 устанавливают уже более мощный мотор (594 см3 и 23 л.с.). С начала 60-х годов идея модернизации этого «автомобиля восточногерманского народа» не дает покоя инженерам и в 1963 году появляется Трабант-601
Эта модель станет символом Восточной Германии, которая в то время являлась примером для молодых социалистических народных демократий, символом успеха и свободы (правда, под наблюдением), ведь Трабант позволит отправиться на пикник или на пляж на Балтике, на работу или по магазинам, ну или на дачу всей семьей как в вышеупомянутом фильме.
Кстати говоря цена на машину не была особо высокой, спрос сильно превышал предложение, ожидание в очереди растягивалось на года. Был даже анекдот - "Почему так долго приходится ждать, когда подойдет очередь на Трабант? Оказывается, из-за самого названия марки автомобиля Tрабант-601 — "шестьсот человек записываются, а получает только один". Но получив машину с ней уже не расставались, тем более что вероятность приобрести более престижный Вартбург была практически нулевой. Трабант был на всю жизнь. Учитывая относительную хрупкость автомобиля, а также его простоту ремонта, нелегальный бизнес на запчастях процветал.
Автомобиль будет совершенствоваться с течением времени, даже появится версия для инвалидов без педали сцепления (Трабант-601Н). Всего до 1990 года будет выпущено 2 774 821 машины, что сделает Трабант самым массовым автомобилем в странах Варшавского Договора. Трабанты шли на экспорт в основном в социалистические страны — Польшу, Венгрию, Чехословакию, а также в некоторые капиталистические — Нидерланды, Грецию, Англию и даже в ЮАР. Сейчас это выглядит смешно, но в 1960-х годах были попытки продавать Трабант западным немцам и даже рекламировали «восточногерманское чудо» оригинальным слоганом: Temperamentvoll, Rasant, Ausdauernd, Bequem, An-prechend Na, Sie wissen schon, Trabant 601 («Темпераментный, стремительный, выносливый, удобный — итак, вы уже поняли, что это Trabant 601»). Сколько удалось продать автомобилей доподлинно неизвестно.
В 1984 году заводы Zuckau получили от Volkswagen лицензию на использование 4-цилиндрового двигателя от модели Polo, (1041 см3 и 41 л.с.), а ведь это почти вдвое больше мощности! Однако необходимо будет подождать до 1988 года, прежде чем первые 150 предсерийных моделей Trabant 1.1 сойдут с конвейера, и только в апреле 1990 года первые экземпляры поступят в продажу. Цена новинки — 19.865 марок ГДР — вызвала шквал возмущения населения, способствовала, как говорят, усилению недовольства режимом и даже ускорила его падение.
Вложенные когда-то в долгожданную покупку с трудом сэкономленные гэдээровские марки могут окупиться сегодня за счет коллекционеров. Аукционные цены на Трабанты в хорошем состоянии достаточно высоки и с каждым годом будут расти. Владельцы Трабантов, берегите свои машины!
Ну и по традиции несколько хороших фото.)