"В тот месяц май, в тот месяц мой" - стихотворение Беллы Ахмадулиной именно из той категории, после прочтения которого задаешь себе вопрос: "А что, собственно, хотела сказать поэтесса?". Оно похоже на картину, написанную художником крупными мазками, разглядеть композицию которой, можно лишь отойдя на три шага назад.
Оно похоже на дорогие французские духи, о которых судят не по первому впечатлению, которое производят верхние ноты. А по раскрытию и стойкости базы.
Ты читаешь и понимаешь - за словами есть двойное дно, скрытый смысл. Я попыталась найти рассуждения и отзывы на стихотворение в интернете. И меня удивил тот факт, что многие воспринимают его по-разному. У каждого свои ассоциации.
Давайте, послушаем стихотворение и попробуем разобраться, какой смысл в него вложила восхитительная поэтесса.
"В тот месяц май, в тот месяц мой"
В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая легкость,
и, расстилаясь над землей,
влекла меня погоды летность.
Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.
В этих строках Ахмадулина делится с нами личным, это именно ЕЕ месяц май, в котором душа и сердце пели. Мы не знаем, что конкретно происходило с девушкой, но каждому из нас знакома эйфория юности - влюбленность и вера в то, что нам море по колено.
Но, слава богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлет
обходится мне все дороже.
И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.
После этих строк у читателей появляется двоякое впечатление: либо мы переносимся через годы, либо автор пережила драму, которая сделала ее мудрей и опытнее. Она разочаровалась в людях, в любви. Ее идеалы рухнули, а зеркало с отражением идеального мира - треснуло.
Ахмадулина принимает урок судьбы с благодарностью. Она радуется, что туман иллюзии рассеялся перед ее глазами. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь - так ведь говорят?
Теперь она не хочет парить над землей, она начинаем замечать хмурые оттенки жизни:
Я вижу, как грачи галдят,
над черным снегом нависая,
как скучно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.
И где-то, в дудочку дудя,
не соблюдая клумб и грядок,
чужое бегает дитя
и нарушает их порядок.
Я видела в интернете мнение любителя поэзии, который воспринял слова слишком буквально: "Чужое дитя - это ребенок, которого родила соперница Ахмадулиной, от мужчины, который ее отверг".
Но мне смешно это читать.
Мне кажется, что поэтесса противопоставляет взрослых серьезных женщин веселому и беззаботному ребенку. Когда-то и она им была - по-детски наивной, спонтанной и открытой миру. Но теперь происходят метаморфозы - восторг души сменился прагматизмом. Девушка становится умудренной опытом женщиной. А дитя скоро вырастет и у нее или у него будет свой месяц май. Жизнь циклична. Все повторяется.