С самого начала психологии как дисциплины общая психология и психология развития шли параллельными и относительно разделенными путями. Это разделение между взрослыми и детскими исследованиями также сохранилось с появлением когнитивной науки. Причина в основном связана с методологическими проблемами, которые затрагивают не только методы исследования, но и сам объект исследования.
В настоящее время многое изменилось. Психология и когнитивная наука расширили свою сферу охвата, включив процесс изменений и взаимодействие между разумом и окружающей средой. С другой стороны, возможность использования экспериментальных методов для изучения младенчества позволила нам осознать всю сложность этого вопроса. Эти факты открыли путь для новых возможностей сближения, которые вызывают интересные результаты, несмотря на ряд текущих проблем, связанных с методами.
Психология, когнитивная наука и искусственный интеллект.
Начало когнитивной науки.
По словам американского психолога Джорджа Миллера, когнитивная наука родилась 11 сентября 1956 года, во второй день второго симпозиума по теории информации, прошедшего в Массачусетском технологическом институте. Этот день начался с доклада Аллена Ньюэлла и Герберта Саймона о состоянии машины теории логики: доказательство на компьютере теоремы Уайтхеда и «Принципов математики» Рассела. Тот же самый день закончился первой версией Хомского «Структуры синтаксиса».
Миллер покинул симпозиум, убежденный, что экспериментальная психология, теоретическая лингвистика и компьютерное моделирование когнитивных процессов могут стать частью более широкого целого и что будущее исследований будет найдено в разработке этого составного целого. Именно Миллер в 1960 году вместе с Юджином Галантером и Карлом Прибрамом создал текст, который можно считать манифестом когнитивной науки и который провозгласил охват когнитивной психологии в более общих рамках обработки информации.
Предполагалось, что новоявленная информатика может обеспечить объединяющую основу для изучения когнитивных систем.
Когнитивная наука в двадцать первом веке.
Когнитивная наука значительно изменилась со своего начала. Очевидное новшество касается возросшей важности, которую приобретает обучение с появлением коннекционизма.
Когда были введены модели коннекционизма, было много споров относительно связи нейронных сетей с функционированием человеческого мозга и их способностью обращаться к высшим формам мышления. Позже философская дискуссия была заменена эмпирическими соображениями. Сети являются эффективным вычислительным инструментом в некоторых областях и часто используются совместно с символическими вычислениями.
Более того, в последних достижениях искусственного интеллекта нейронные сети были в значительной степени заменены различными методами статистического обучения.
Таким образом, результаты когнитивной науки двадцатого века привели к сдвигу, который появился в этом столетии. Некоторые исследователи провозгласили, что теоретическая гипотеза о том, что функциональные возможности разума могут быть смоделированы без учета того факта, что они воздействуют на внешний мир через тело, больше не может быть принята. Этот новый подход предполагает учет биологии единства духа и тела и взаимодействия с внешним миром, как физическим, так и социальным. Одним из источников вдохновения для этого нового поворота стала концепция воплощенного ума. На самом деле, концепция воплощения включает в себя много разных идей, от Мерло-Понти и феноменологии до буддизма.
Заключение.
Психология была основана с целью стать наукой, выполняемой в лабораториях и основанной на экспериментальной работе. Однако еще в 1934 году Выготский уже выразил сожаление по поводу попытки достижения научных стандартов путем ограничения важности общих вопросов.
«Пока нам не хватает общепринятой системы, включающей все имеющиеся психологические знания, любое важное фактическое открытие неизбежно ведет к созданию новой теории, соответствующей новым наблюдаемым фактам».
Рождение когнитивной науки сделало важные шаги к построению связей с другими дисциплинами, а также другими способами изучения познания. Однако это открытие вскоре было преобразовано в поисках объединяющей методологии, а именно компьютерного моделирования, в качестве гарантии научных результатов.
Много интересных идей было сгенерировано. Однако после четырех десятилетий работы в этом направлении стало невозможно игнорировать слишком много важных аспектов человеческого разума и деятельности.
Человеческий разум сложен, и все методы, которые были предложены в различных дисциплинах, могут быть полезны для расширения наших знаний о нем. Объяснение этой сложности было главной целью, лежащей в основе предложения когнитивной науки, и является перспективой, которую мы должны преследовать в будущем.
На этом основании, пути психологии и психологии развития могут сходиться.
Спасибо, что дочитали. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. До новых встреч.