Найти тему

В каком-то смысле я стал смотрителем музея среди всех своих скульптур

В каком-то смысле я стал смотрителем музея среди всех своих скульптур

Так начинает рассказ Владимир Колесников, с трепетом всматриваясь вглубь мастерской, с нежностью пробегая взглядом по таким до боли знакомым работам. Как он пояснит далее: музея памяти - музея воспоминаний и периодов творчества, «циклов», которые проходит каждый скульптор на своем пути.

Возвращение к прошлому играет важную роль в становлении художника, оно заставляет переосмыслить, в каких-то моментах до-осмыслить, доделать, возвести на новый уровень идеи, которые родились, но пришли к своему воплощению только сейчас. Истории, что складывались на протяжении создания; истории, которые ему предшествовали, которые выбирали судьбу той или иной скульптуры - все это здесь, в «мастерской памяти». Наследие рода, навыки, незаконченные идеи, материал, оставшийся от отца - все это «стучится в сердце», требуя выхода, воплощения, жизни.

Поэт. Мрамор. 2000-е
Поэт. Мрамор. 2000-е

Начнем нашу экскурсию с А. С. Пушкина, чей бюст появился почти мистическим образом. Сама тематика давно интересовала Владимира, но поводом к его «вызволению» из мрамора послужил некий человек, приехавший из Эфиопии и пожелавший купить мраморный бюст якобы с целью открытия музея своего предка.

Он посмотрел мои работы, сделал заказ. Зимой, да, в конце зимы я начал его выполнение. Высекал на основе одного из самых известных портретов - О.А. Кипренского, а также посмертной маски - вспоминает Колесников.

У иностранца было одно важное условие, чтобы у Александра Сергеевича была какая-то особо выраженная черта, какая-то особенность. Великий русский поэт снова ожил в мраморе с потрясающим родовым сходством. Это был бюст, готовый к экспонированию без дополнительных средств. Когда работа была закончена, эфиоп так и не объявился. «Говорят, у него была крокодиловая ферма на родине, и кто знает, что с ним там могло произойти или не произойти. Но это всего лишь версия»- добавил художник. А возможно, что с особой любовью сотворенная работа не захотела покидать своего творца.

«Прошли годы, и я благодарен всему произошедшему. Рад, что Пушкин так и остался у меня. На продажу он не выставляется, только посещает выставки».

От нас не улетишь. Шамот и роспись. 2016 г.
От нас не улетишь. Шамот и роспись. 2016 г.

Недалеко от Пушкина - композиция: на красной дорожке, по типу тех, что стелились на различных собраниях в СССР, пять фигур. Четыре с одной стороны, другая поодаль. Та, что справа, идет навстречу, это - Ю.А. Гагарин; она самая узнаваемая.

Сияющий, молодой кумир, орел нации, он - победитель. Мне хотелось изобразить конфликт образов, конфликт персон той эпохи. Показать возвращение в 1961 год - торжественным тоном озвучивает мастер.

Все фигуры композиции очень узнаваемы. Складки одежды, выражения лиц, позы, читаются так, как будто скульптор находился рядом в этот исторический момент. По-ощущениям стороннего наблюдателя это – скульптура-книга, летопись, скульптура-фото; настолько удалось Владимиру передать весь спектр чувств участников событий.

Название же комплекса скульптур пришло из необычной традиции. Первые, кому удается взглянуть на работу - близкие друзья Владимира. После просмотра, они предлагают свои варианты названий, анонимно пишут их на бумажке, затем обсуждают наиболее подходящие. В тот день лучшим оказалось - «От нас не улетишь».

Подпрапорщик А. И. Савчук. Шамот и роспись. 2016 г.
Подпрапорщик А. И. Савчук. Шамот и роспись. 2016 г.

«Подпрапорщик А.И. Савчук» - георгиевский кавалер финляндского полка в Первой мировой войне, кому выпало право выносить знамя. Экскурс в эпоху, память события, а также воспроизведение почти забытого образа. Фигура солдата восстанавливалась по фотографии: форма того времени, обязательно усы.

Тогда, мне кажется, все, почему-то, на Чапаева были похожи. Зрители это тоже подмечают - смеется автор.
С черно-белым снимком возникли проблемы. Знамя совершенно не было видно- размылось из-за качества. Друг посоветовал обратиться к специалисту. Меня направили в Эрмитаж, где находится отдел геральдики, приславший мне в ответ на запрос цветную фотокарточку того самого знамени. И что самое интересное - знамя это с элементами живописи в скульптуре; что редкость на самом деле.

И снова ощущение духовной силы рук мастера: гордый взор бойца, осанка, величественное спокойствие за судьбу Отечества передано в материале.

Вот эту голову я именую не иначе как «Дед Мороз» или «Черномор» - показывая в сторону от подпрапорщика, вновь улыбнулся Колесников. На самом же деле это Леонардо да Винчи.

По окончанию художественной школы при институте им. Сурикова, по словам самого же мастера, юношеский максимализм заставил его поверить в то, что «все возможно».

Создание для меня тогдашнего, хрупкого в художестве, выразилось в крупных работах, большинство из которых так и не были закончены до конца, а эта оказалась живучей.

Скульптура - метр семьдесят на метр пятьдесят, гипс, воссозданная с самого известного автопортрета изобретателя. Голова эта стояла все время в мастерской и мешала. Никто ей особо не интересовался, на выставку отвезти было невозможно: слишком тяжелая.

Потом она каким-то чудным образом перекочевала за город. Поскольку там мастерской не было, я поставил её на улице, прикрыл чем-то. Естественно, чего и следовало ожидать, через какое-то время голова начала разрушаться.

Спустя много лет Владимир решил «вернуться к незаконченным вещам, вдохнуть новую жизнь в скульптуру, чтобы та зазвучала». В основу «нового» произведения лег тот же самый бюст, но уже из пластикового каркаса. Задача была сделать его легким. Посредством фольги (её наложения в 36 слоёв), конечный результат получился как и в идее - пустотелым, хоть и не является таким на первый взгляд. «Молодая», максималистская скульптура получила новую жизнь. Долгое ее ожидание вылилось в превращение из хрупкой юношеской работы в мощную, долговечную. Накопленное мастерство и опыт мастера позволило передать эту жизненную мудрость работе.

История создания еще одной творческой работы опять неразрывно связана с отцом мастера, с любовью к определенным материалам, формам.

Я часто ездил в Переславль-Залесский, на творческую дачу Союза Художников. Там можно было выполнять любые работы, (нас спонсировали материалами на протяжении двух месяцев!) и я приступил к разработке идеи об отношениях слепых/глухих к реальности. Задался вопросом об иллюзиях.

Самый слепой среди глухих. 2017 г.
Самый слепой среди глухих. 2017 г.

Таким образом появилась четырехметровая скульптура «Самый слепой среди глухих». Созданная из алюминия, меди и керамики. Идущий широким шагом человек, чьи руки разведены в стороны, в правой - посох. Куда он идет? Зачем? Это образ, который заведомо обозначен - недопонимание. Изначально человек был изваян в гипсе, осталась от него после многочисленных перевозок некая конфигурация. Прошло 20 лет, и пришло её время обрести монументальный вид.

«С 1981 по 1991 год - золотое десятилетие для меня. Мне удалось поставить несколько монументальных памятников. У государства были заказы, да и желание было воплотить, и возможность была. Потом, правда, после 91-го все это куда-то делось: они потеряли интерес к монументальной пропаганде».

Но материал, пусть и такой разноплановый, и, на первый взгляд совершенно несовместимый, придает потрясающую выразительность и актуальность работе и по сей день. Не случайно не многих выставочных каталогах обложку занимает лицо «слепого».

Даная. Мрамор. 2000-е
Даная. Мрамор. 2000-е

Обывательский взгляд никак не хочет верить, какой колоссальный труд приложен к этой потрясающе гладкой поверхности тела Данаи. Мастерство скрыло всю тяжесть создания работы.

«Мраморный период» - одна из жизненных вех творчества мастера. Период любви и нежности к камню, так мягко и шелково на взгляд неискушенного зрителя, поддающегося руке скульптора. «Даная», или же «Рыбка» по ласковому прозвищу мастера (так как поза лежачая, а ноги сходятся в «хвостик»), лежит, пребывая в неге, в ожидании Зевса. Это - Сибирский мрамор. Рельефные детали с акцентом на лице и пальцах рук видны только при определенном освещении.

Меня учили делать эскизы, модели сначала в мягком материале, затем должен был приходить гранильщик и рубить по точкам в пространстве, я бы потом шлифовал и доводил до конца. Но я твердо решил проходить этот пусть полностью самому. Никогда не прибегал к помощи узких специалистов (сварщиков, чеканщиков и т.д.). У меня была цель научиться использовать все материалы, что у меня есть. Единственное, бронзу отливают, и именно на заводе, здесь по-другому никак не сделаешь.

Моцарт и Сальери. Гипс и дерево. 1986 г.
Моцарт и Сальери. Гипс и дерево. 1986 г.

Самое время вернуться к Пушкину, хоть Владимир и утверждает: произведение с «Маленькими трагедиями» никак не связано. Следующая скульптура - «Моцарт и Сальери». На постаменте, что представляет из себя скрипку, разместились два человека, два начала и две противоположности, объединенные общим «процессом». Запечатлены общепризнанные образы, фигуры и сам психологизм не является вымыслом.

Это был мой романтический период в творчестве. Работа, как вы, наверное, поняли, не окончена. Возможно, она и появится у меня когда-то в бронзе.

«Из наслаждений жизни, одной любви музыка уступает.., да и любовь — мелодия» — эта известная фраза прямо-таки звучит из уст увлеченного Моцарта. И снова скульптору удалось создать образы, говорящие с миром.

Понтий Пилат
Понтий Пилат

Ряд именитых героев дополняет «Понтий Пилат» в своем мифически - библейском образе.

Его уже покупали у меня, он долго стоял в одном из особняков. Потом хозяева переехали, а скульптуру решили вернуть.

Поза Пилата, как называет её Конюхов, - «поза ореха» - человека, который сам себя держит руками, проникнута одиночеством, ярко читается здесь отсутствие поддержки. Как писал Булгаков «… о нем вспоминают только тогда, когда вспоминают Христа…».

И действительно они идут вместе в этой истории. С другой стороны, это - сильный человек, способный к самоконтролю. Внутреннее страдание заключается в невозможности достижимого: повелевавший иудейским народом, будучи прокуратором, наш герой не смог изменить ход истории. Он закрыт от всех и вся, мучим и терзаем собственным ворохом мыслей. Не это ли заставило Пилата вернуться к мастеру? Возможно, здесь, возле скульптора, его одиночество меньше.

Жрица. Красное дерево, камень. 1995 г.
Жрица. Красное дерево, камень. 1995 г.

«Жрица» - парафраз на пластику египетских фигур. Красное дерево, так и притягивающее руки любующихся, просящее дотронуться до теплой гладкой поверхности. Идущая женская фигура в натуральную величину (рост её около 163 сантиметров). Стройная, с гордо поднятой головой, прекрасно осознающая свой статус жрица. Невозможно говорить про нее как про художественную работу, она – живая. Фигура, положение рук, лицо, глаза, заставляют верить, что она наблюдает за происходящим. Магия создателя дает ей эту возможность. Одна необычная деталь: голова жрицы полностью лысая, венчается короной из гранита.

Многие на выставках любят снимать эту корону, надевать на себя и фотографироваться в ней - рассказывает художник, добавивший, что эта «современная вещь» родилась забавно.

Это было увлечение Египтом. Художественное воспроизведение египетских мастеров, те рисовали в похожих позах жен фараонов. По этой же причине дама лишена шевелюры: жрицы носили парики из конского волоса - обрядовый элемент. Этнические черты лица были запечатлены с фигурки Нефертити.

Красное дерево идеально подходящий материал для этой работы. Покраски оно не требует, только шлифовки. Посмотрите на направление этих темных линий - колец дерева - как будто спадающие складки одежды.

Проживание создания произведения искусства - это виртуозное умение вложить необходимый подтекст, чтобы зритель потом обдумывал, приходил к какому-то заключению.

Автор не стоит рядом со своей работой на выставке и не объясняет то, что вы должны увидеть.

Оживить же скульптуру можно только посредством истории, той истории, что была рядом с автором, прожита им, прочувствована до глубины души, а иногда и создана им самим, той, что скрыта за названием на табличке. Если она существует, подтекст незримым образом считается на уровне ощущений.

Мы только начали погружаться в глубокий и захватывающий мир скульптуры Владимира Колесникова и с удовольствием продолжим дальше.

Справка:

Владимир Юрьевич Колесников. Потомственный скульптор, член-корреспондент Российской Академии Художеств, член союза художников России.

Начиная с 1972 года принял участие более чем в 700 выставочных проектах, награжден четырьмя правительственными и множеством ведомственных наград, серебряными и золотыми медалями Российской академии художеств. Вдохновитель и создатель творческого объединения художников "4 колеса".

Работы Владимира Колесникова находятся в коллекциях известных меценатов, в компании Rothmans и консалтинговой компании Александра Иконникова, а также в частной коллекции директора французских оперных театров и многих других.

Но самое главное, Владимир – действующий скульптор, которому удается совмещать деятельность профессиональную с преподавательской, быть не только востребованным мастером, но и талантливым педагогом.

На базе собственной творческой мастерской Владимир создал школу для детей. Разработал собственную систему упражнений для снятия распространенного барьера «ученик – учитель». За 9 лет по этой системе успешно обучились более 50 детей от 8 до 16 лет.

Мы ждем вас на бесплатных вебинарах со скульптором, которые мы проводим для взрослых и детей в нашей онлайн-школе Лепим Вместе.