Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Барышни, шляпы и оружие – перекресток гангстерских судеб

«Перекресток Миллера» как провокационная пародия на нуар

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Если говорить об осмысленных пародиях, которые подталкивают зрителя к постижению какого-то явления, то в отношении нуара самым удачным примером является вышедший в 1990 году фильм братьев Коэнов «Перекресток Миллера».

Понимание нуара в этой ленте доведено до такой максимальной концентрации, характерные элементы настолько акцентированы, что это едва ли можно найти даже в самых удачных фильмах классического периода. С определенной долей вероятности можно утверждать, что «Перекресток Миллера» с одной стороны - это набор кино-цитат (в фильме узнаются сцены из многих кино-нуаров), с другой стороны – это набор цитат из литературных произведений Дэшшила Хэммета.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

При этом всём «Перекресток» - это совершенно самостоятельное произведение с оригинальным сюжетом. Нечто подобное пытались создать во время съемок пародийного фильма «Мертвые не носят шотландку» (1982) - там в канву повествования были вставлены сцены из классических нуаров. Однако фильм не стал тонкой пародией, а скорее, невзыскательной комедий, в которой элементы нуара не столько осознаются, сколько высмеиваются.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Коэны кроме всего прочего показали неразрывную связь нуара и гангстерского кино, не подчиняя один жанр другому. «Перекресток Миллера» является гангстерской лентой согласно сюжету, но все мизансцены выстроены как точная имитация нуара, впрочем, и сюжет, и структура фильма находятся с совершенной гармонии, не противореча, но дополняя друг друга.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Главный персонаж фильма Том Риган - типичный герой нуара, сомнительный тип, помогающий криминальному боссу, ирландскому гангстеру Лео О’Беннону. Действие происходит в городе, напоминающем Нью-Йорк, хотя на самом деле съемки проходили в Новом Орлеане, где сохранились целые кварталы эпохи «сухого закона». Показанный в фильме город напрочь коррумпирован, бандиты заправляют в нём всем от торговли выпивкой до контроля игр и скачек.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Новый лидер показов нашего канала

Главный герой - не головорез и не громила, он не лишен достоинства, а потому предпочитает улаживать некоторые из дел своего босса. Его облик подогнан под нуар – он ходит в плаще и шляпе. Последняя становится своеобразным макгаффином (предментов всеобщего криминального желания). Риган её регулярно проигрывает в карты, теряет, стремится вернуть, но её не всегда возвращают.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Как и положено нуару, в фильме есть роковая красотка – Верна, которая крутит роман с боссом гангстеров и пытается защитить своего непутевого брата, игрока и мелкого кидалу. Именно попытка спасти брата, который продает информацию о заказных матчах, ложится в основу конфликта, вокруг которого развивается сюжет. Все усложняется тем, что у Ригана интрижка с Верной, что может очень плохо сказаться на «бизнесе» (очевидная отсылка к фильму «Стеклянный ключ»).

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Подобная коллизия обыграна в теме этики. Коэны очень часто закладывают в свои фильмы какую-то философскую категорию, например, в «Большом Лебовски» - это нигилизм, в «Перекрестке Миллера» - это этика. «Лео, мне не стыдно произносить это слово, — я говорю об этике», - заявляет итало-бандит Джонни Каспар.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Юный ангел мрачного кино

Антагонистом главного героя в фильме выступает подручный Каспара, суровый и пугающий Эдди Дан. Это типичный нуар-злодей, от одного вида которого «кровь стынет в жилах». В нём нет ни капельки милосердия или сочувствия. Он убивает и пытает, иногда даже не дожидаясь приказа от своего босса – зритель пронимает, что это ему доставляет удовольствие, что Эдди - патологический садист. Эдди Дан – это концентрированная тьма, в которой нет ни отблеска света.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Добровольное уединение, самоизоляция или, точнее говоря, «волевая ссылка» Ригана типична для многих главных героев нуара, в основе своей весьма сомнительных и неоднозначных типов. Нередко их кино-судьба заканчивалась в тюрьме, в мучительном одиночестве или в безумии раскаяния за совершенные преступления. Объяснения с Верной проходят под дождем, что ещё раз подчеркивает нуарную суть фильма.

 Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Роковая женщина сама оказывается жертвой: она теряет любовь, брата, грозится убить Ригана, выхватывая крошечный браунинг, однако со слезами на глазах исчезает в потоках проливного дождя. В этой сцене видны только тёмные профили на фоне полосатого, «гофрированного» стекла. Наверное, это самый сильный эмоциональный, но при этом самый мрачный момент в фильме.

Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)
Кадр из фильма "Перекресток Миллера" (1990)

Герою предстоит сделать выбор: предать красавицу или своего босса. И именно в этой сцене чувствуется, что «Перекресток Миллера» - не какая-то подделка под нуар, но пародия на этот жанр, переходящая в самый настоящий качественный нуар. Имитация классических элементов оказывались сильнее и убедительнее оригинала. Во всём фильме нет ни одной смешной сцены, что указывает на пародию «высочайшего полета».

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в скором будущем мы продолжим анализировать пародии на нуар. А потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»