Найти тему

Послеоктябрьское творчество.

Период творчества Маяковского (1924—1930 гг.) тесно связан с изменениями, происшедшими в это время в нашей стране, в жизни нашего народа, и в конечном счете объясним этими изменениями.

Победное завершение гражданской воины, переход от к восстановлению разрушенного двумя войнами народного хозяйства, к практическому строительству новой жизни, в котором Маяковский принимал самое активное участие, дали возможность поэту не только мечтать о коммунистическом будущем, но и увидеть его собственными глазами.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128303350/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128303350/


На Всероссийском совещании политпросветов 1920 г. Ленин говорил о том, что «коммунизм должен стать доступным рабо чим массам, как собственное дело».
Он и стал, как собственное дело, доступным массам трудящихся в эти годы непосредственного его созидания.

Заслуга Маяковского состоит в том, что он в первых победах нашего народа на трудовом фронте усмотрел огромнейшего значения факты новой социалистической действительности и опоэтизировал их.

Еще в 1922 г., в год окончания гражданской войны, Маяковский со свойственным ему умением заглядывать в завтра сегодняшнего, в «Пятом интернационале» угадывал недалекое будущее.

Маяковский начала 20-х гг., увидев конкретные результаты Октябрьских завоеваний, как бы заново переживал боевые дни революции, наполняя их теперь содержанием практических успе хов строительства социализма. Теперь слово революция ассоциировалось у поэта уже не с бунтом или потопом, а с единствен ным словом — социализм.

Превращение коммунизма из восторженного слова в обычнейшее дело обязывало Маяковского пересмотреть свой боевой арсенал художественных средств отражения жизни и воздейст вия на нее.

Теперь Маяковский не довольствуется одной социальной типизацией героя своих произведений. «...Углубленная литература»,которую он в эти годы создавал, уже не представлялась поэтом без конкретизации и индивидуализации социально-типичного героя и социально-типичных обстоятельств, в которых герой действует.

Творческий путь послеоктябрьского Маяковского был путем восхождения поэта на творческие высоты мудрой простоты выражения словом мыслей и чувств нового советского человека.

Социалистическая действительность подсказала Маяковскому выбрать именно этот нелегкий, но верный путь большой литературы.

Огромное влияние оказали на поэта и ленинские выступления по вопросам литературы и искусства, ленинская критика прожектерства пролеткультовцев, его требование бороться за чистоту русского языка, за простоту и краткость, «телеграфность» выражения мысли, наконец, прямое высказывание Ленина о творении Маяковского «Прозаседавшиеся», содержащее в себе не только похвалу большому по эту, но и указание на необходимость пересмотреть свои творческие позиции.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128303507/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128303507/

Маяковский с каждым годом своей работы увеличивал «стрелятельные возможности» своего стиха, учась классическом простоте выражения своих мыслей и чувств у Ленина и Сталина, и, думается, не случайно.

Верность простоте и художественной правде изображения помогли Маяковскому второго этапа послеоктябрьского творче ства преодолеть лефовские теории искусства как жизнестроения и фактографии, по сути дела отрицавшие всякое искусство, и достичь высокого поэтического мастерства. Доказательством того, насколько далеко ушел Маяковский конца 20-х гг. от условностей в изображении явлений жизни первых после октябрьских лет может послужить хотя бы такое, например, сравнение.

В прологе поэмы «Пятый Интернационал», напечатанной в 1922 году в журнале «Красная Новь» и впоследствии не вклю чаемой поэтом ни в один из своих сборников стихов.

https://www.pinterest.com/pin/602567625128303679/
https://www.pinterest.com/pin/602567625128303679/

Это широкое знание жизни и понимание закономерностей ее развития позволили Маяковскому 20-х гг. обогатить нашу советскую поэзию и в жанровом отношении.

Разнообразные стихи послеоктябрьского Маяковского, особенно стихи второго этапа его творчества, и являются прекрасным выражением «более общего» жизни нашего советского народа, проявив шегося в «чисто субъективных ощущениях» поэта. Их, эти стихи, следовало бы назвать именем самого совершенного жанра лирики — песней, песней социализму.

ВЫВОДЫ
Лирика есть поэтическое выражение субъективных мыс лей и чувств человека, одна из форм художественного отражения и познания объективной действительности, частью которой является и сам человек, действительности, прошедшей через сознание поэта и индивидуализированной им, окрашенной в те или иные оценочные его эмоции.
Чем выше сознание поэта, чем шире и глубже его знание жизни и активнее участие в ней, чем разностороннее и богаче его духовные интересы, тем ярче проявится его талант, доступ нее будут ему тенденции развития человеческой личности и об щества, тем обобщеннее, типичнее, политически острей, ближе и понятнее массам будут его мысли и чувства, тем большей си лой воздействия на жизнь будут они обладать.

Начало.

Предыдущая.

Продолжение.