Финансовые рынки по всему миру становятся доступными для "мелких инвесторов" по мере распространения новых продуктов и услуг. В начале недавнего экономического кризиса произошел всплеск потребительского и ипотечного кредитования. Люди, которые используют кредитные карты или стандартные ипотечные кредиты, находятся в положении, когда они решают, сколько хотят взять взаймы. В то же время изменения больше возлагают ответственность за накопление, инвестирование и снижение благосостояния на работников и пенсионеров, тогда как в прошлом пожилые работники полагались на пенсионные планы с установленными выплатами, финансируемые работодателем.
В настоящее время программы "Бэби Бумерс" включают планы с установленными взносами и индивидуальные пенсионные счета в течение рабочих лет. Эта тенденция к дезинтеграции требует от людей принятия решений о том, сколько сэкономить и куда инвестировать, а во время выхода на пенсию брать ответственность за аккуратную кумуляцию, чтобы не пережить активы, удовлетворяя свои потребности.
Цели финансовой осведомленности.
Хотя эти изменения и имеют преимущества, они также возлагают на семьи гораздо большую ответственность за заимствование, накопление, инвестирование и разложение активов, позволяя заключать контракты и предоставляя доступ к кредитам большему числу людей.
1. Соответственно, основной целью считается оценка того, насколько хорошо оснащены современные семьи для принятия таких сложных финансовых решений.
Под финансовой грамотностью понимается способность людей обрабатывать экономическую информацию и принимать обоснованные решения по вопросам финансового планирования, накопления богатства, задолженности и пенсий. Финансовые знания используются как инвестиции в человеческий капитал. В этих рамках те, кто развивает смекалку, могут зарабатывать сверх среднего ожидаемого дохода от инвестиций.
Эндогенизация финансовых знаний имеет важные последствия для благосостояния, и эта перспектива также дает представление о программах, направленных на повышение уровня осведомленности среди широких слоев населения.
2. Еще одной целью является оценка влияния финансовой грамотности на важные аспекты экономического поведения.
После глобального экономического кризиса директивные органы во всем мире выразили глубокую обеспокоенность по поводу широко распространенной нехватки финансовых знаний. Предпринимаются усилия по заполнению этих пробелов с помощью специальных программ, направленных на выявление лиц, наиболее нуждающихся в финансовом образовании и лучших путей улучшения этого обучения. Слишком много людей не имеют базовых финансовых навыков, необходимых для разработки и ведения бюджета, понимания кредитов, механизмов инвестирования или использования преимуществ банковской системы. Важно обеспечить базовое финансовое образование, позволяющее людям лучше справляться с экономическим кризисом.
На динамичном и сложном рынке финансовое образование должно быть рассчитано на всю жизнь, позволяя потребителям любого возраста и экономического положения оставаться готовыми к изменениям в потребностях и обстоятельствах, пользоваться преимуществами продуктов и услуг, наилучшим образом отвечающих их целям. Хорошо информированные потребители защищены от распространения неподходящих, неоправданно дорогостоящих или недобросовестных финансовых продуктов и услуг. Аналитикам и политикам предстоит узнать об эффективных с точки зрения затрат способах накопления финансовых знаний среди населения.
Пути решения финансовой безграмотности.
Экономические модели и эксперименты многое сделали для подтверждения причинно-следственного воздействия финансовой грамотности на принятие решений и отделение этого эффекта от других факторов, включая образование и когнитивные способности. Исследования, посвященные усилиям по повышению финансовой грамотности, показывают, что некоторые меры вмешательства работают хорошо, однако для контроля эндогенности и подтверждения причинно-следственной связи крайне важна дополнительная экспериментальная работа.
Остается решить несколько ключевых задач.
- Во-первых, теоретические модели сбережений и принятия финансовых решений должны быть дополнительно обогащены, чтобы включить тот факт, что финансовые знания - форма человеческого капитала.
- Во-вторых, усилия по более точному измерению финансового образования, вероятно, принесут плоды, включая сбор информации об учителях, программах подготовки и охваченных материалах.
- В-третьих, студенческие кредиты, инвестиции в здравоохранение, обратная ипотека и когда можно будет требовать выплаты пособий по социальному обеспечению - решения, которые имеют далеко идущие экономические последствия.
Было бы полезно провести дополнительные экспериментальные исследования, чтобы узнать больше о причинной связи между финансовыми знаниями и экономическим благосостоянием. Хотя расходы на повышение финансовой грамотности будут существенными, затраты на поддержание ликвидности, чрезмерная задолженность и бедность также будут превышать нормы.