В ноябре законопроект «О цифровых финансовых активах» Госдума принять не успела, зато недавно стало известно, что в документ внесен ряд значительных поправок. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на официальные документы, подлинность которых подтвердили два источника, знакомых с ситуацией.
Так, в октябрьской версии законопроекта появилось понятие «цифровых валют», поменялась трактовка цифровых активов, а российским криптобиржам разрешили торговать иностранными криптоактивами. Правда, классические криптовалюты в этот список, вроде как, не входят.
Цифровые финансовые активы, согласно законопроекту, стали цифровыми аналогами долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, то есть токенами, хотя данный термин в в законопроекте не прописан.
Ранее под цифровыми активами подразумевались любые права, оформленные через блокчейн, например на имущество или недвижимость. Однако от этой трактовки отказались.
Также в законопроекте появилось новое понятие — «цифровые валюты». Под ними понимается «совокупность электронных данных, используемых в информационных системах и предлагаемых в качестве средства платежа», которое не является официальной денежной единицей России, иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей.
При этом их выпуск и использование запрещены в информационных системах, которые используются для выпуска ЦФА.
Партнер юридической компании Taxology и участник профильных рабочих групп Михаил Успенский отмечает, что формулировки в законопроекте не точны:
«Пока формулировки закона таковы, что запрещают использовать классические криптовалюты только в информационных системах, в которых будут выпускаться российские ЦФА. Тотального запрета на оборот цифровой валюты законопроект не содержит, и будем надеяться, что это осознанный выбор законотворцев».
Другой эксперт отмечает, что законопроект полностью выводит из юрисдикции своего действия существующие криптовалюты и регулирует только цифровые права, а также некоторые цифровые валюты, созданные по согласованию с ЦБ.
В законопроекте также появились новые требования к криптобиржам. Ими могут стать юрлица с уставным капиталом и активами не менее 50 млн руб, коллегиальным органом управления, службой внутреннего контроля и управлением рисками.