Найти тему
Пластилин Мира

Весь мир театр? Или как соединяются искусство и психология

Оглавление

Это необычная статья. Как правило я пишу только о психологии, но сейчас мне кажется важным порассуждать на тему искусства и того, для чего оно существует в нашей жизни - ведь психологическая составляющая есть везде.
Так как к искусству я имею прямое отношение, рассуждать буду на своем примере. Начну с театра.

Уже пять лет я играю в любительском театре. И каждое выступление на сцене для меня как первое - к этому невозможно привыкнуть.
Каждый раз, когда я в дикой тревоге перед очередным выступлением, окружающие задают мне один и тот же вопрос: зачем тебе это нужно, если в этом так много стресса?

Пришло время ответить на этот вопрос в полной мере. И от профессии никуда не денешься - отвечать буду во многом со стороны психологии.

Есть короткий ответ и длинный. Короткий максимально прост: мне это нравится.

Длинный гораздо сложнее и состоит из двух больших частей:

— первая — это театр «вообще», как искусство;

— вторая — это игра на сцене.

ННачну с более глобального. С искусства.

Сама идея быть частью чего-то великого и прекрасного греет душу. И тут не важно, стоишь ты на сцене или сидишь в зрительном зале. Театр я люблю с любой стороны.

Когда смотришь хороший спектакль, как будто проживаешь ещё одну жизнь. Находишь ситуации и эмоции, которые в твоей обычной жизни могут никогда не случится, или же случаются и случались, но взглядом изнутри были неуловимы.

Снаружи все выглядит иначе и даёт возможность переосмыслить многие вещи.

Конечно, многие скажут, что для этого можно и книгу почитать. Но тут есть некоторая психологическая загвоздка: читая книгу, мы видим её персонажей со своей стороны, обвешивая их своими оценками, мнениями, убеждениями. Мы видим, что хотим видеть.

С театром иначе. В нем играют живые люди, и наше видение их не очень заботит. Тут уже приходится считаться с тем, как они воспринимают сюжет и своих героев. По сути дела, начинается магия - оказывается то, как я видела мир не столь однозначно, кто-то видит иначе, кто-то не такой как я, другой, но при этом до чего же интересный!
В жизни все точно так же, только заметить инаковость другого бывает сложнее. Вообще, из зрительного зала можно разглядеть удивительные вещи, и не только на сцене, а ещё внутри себя.

А что за кулисами?

Там все ещё интереснее. Подготовка спектакля похожа на большую психологическую игру. Когда начинаешь разбирать своего персонажа, часто становится непонятно - почему он действует именно так? Почему говорит то, а не другое. Появляются мысли из разряда: "я бы в жизни так не сделала".
И тогда нужно искать. Что привело героя к этой ситуации? Как он жил? О чем думал? Какой он внутри?
И снова магия - он просто другой. У него не было моей истории, он не может действовать как я, просто не умеет. У него своя история и он действует единственно возможным для него образом.

Согласитесь, снова все как в жизни? Никакие фразы "на твоём месте я бы.." не работают. Какую бы ерунду, на наш взгляд, человек ни творил, он её творит не из вредности, а просто потому что не может по-другому. Примеряя на себя роль другого человека это невозможно не почувствовать.

К тому же, новые мысли, новые способы действовать не могут не отразиться на жизни. Картинка мира становится как будто более полной, красочной, многомерной. Как по мне, так это фантастика.

-2

Вторая часть будет про меня и про тот самый стресс от сцены.

Сразу замечу, что это мой личный опыт, и я вполне допускаю, что у кого-то работает иначе.

Все вышеописанные бонусы театра можно получить и не подвергая себя стрессу публичных выступлений. Так зачем страдать?

Начну с того, что только выход на сцену позволил мне почувствовать себя. Реально ощутить свое тело и свой голос. Ощутить и начать с ними "общаться". Когда ты один на один с залом, невозможно игнорировать себя, нужно начинать договариваться со своими мышцами, со своими мыслями и со своими эмоциями.
Выбрасываемый в кровь адреналин позволяет это делать весьма успешно.
А преодоленный страх добавляет уверенности в себе, чувства устойчивости и безопасности. Осознание "Я МОГУ".

В дальнейшем даже воспоминание об этом опыте позволяет чувствовать себя увереннее в различных ситуациях (бывает людям и в маршрутке трудно крикнуть "на следующей!", а с таким опытом - раз плюнуть;)

Конечно, перед выходом на сцену нужно много репетиций и работы над собой. Но именно это и позволяет побороть страх - мысль, что ты это уже делал, уже можешь, просто обстоятельства несколько изменились.

Кроме того, нет ничего упоительнее расслабления после сильного напряжения. Когда после отыгранного спектакля отпускает тревога - время блаженства! Шутка про "сделайте человеку плохо, а потом как было, и он будет счастлив" в действии.

Невозможно прочувствовать всю прелесть спокойствия, не ощутив волнения. Но здесь волнение особенное, довольно мягкое - на кону не стоит жизнь, здоровье или деньги. По факту - это опасность без реальной опасности. Пожалуй, своего рода махинация: ничем не рискуя, я могу почувствовать то, что приносит в нашу жизнь риск: драйв, адреналин, чувство жизни.

Кстати, возможность пару часов побыть не собой, а кем-то другим - ещё один невероятный опыт, который можно получить только на театральной сцене. Прожить кусочек чьей-то жизни - чем не возможность как можно лучше понять людей?

-3

Автор Наталья Битюкова, психолог