Это необычная статья. Как правило я пишу только о психологии, но сейчас мне кажется важным порассуждать на тему искусства и того, для чего оно существует в нашей жизни - ведь психологическая составляющая есть везде.
Так как к искусству я имею прямое отношение, рассуждать буду на своем примере. Начну с театра.
Уже пять лет я играю в любительском театре. И каждое выступление на сцене для меня как первое - к этому невозможно привыкнуть.
Каждый раз, когда я в дикой тревоге перед очередным выступлением, окружающие задают мне один и тот же вопрос: зачем тебе это нужно, если в этом так много стресса?
Пришло время ответить на этот вопрос в полной мере. И от профессии никуда не денешься - отвечать буду во многом со стороны психологии.
Есть короткий ответ и длинный. Короткий максимально прост: мне это нравится.
Длинный гораздо сложнее и состоит из двух больших частей:
— первая — это театр «вообще», как искусство;
— вторая — это игра на сцене.
ННачну с более глобального. С искусства.
Сама идея быть частью чего-то великого и прекрасного греет душу. И тут не важно, стоишь ты на сцене или сидишь в зрительном зале. Театр я люблю с любой стороны.
Когда смотришь хороший спектакль, как будто проживаешь ещё одну жизнь. Находишь ситуации и эмоции, которые в твоей обычной жизни могут никогда не случится, или же случаются и случались, но взглядом изнутри были неуловимы.
Снаружи все выглядит иначе и даёт возможность переосмыслить многие вещи.
Конечно, многие скажут, что для этого можно и книгу почитать. Но тут есть некоторая психологическая загвоздка: читая книгу, мы видим её персонажей со своей стороны, обвешивая их своими оценками, мнениями, убеждениями. Мы видим, что хотим видеть.
С театром иначе. В нем играют живые люди, и наше видение их не очень заботит. Тут уже приходится считаться с тем, как они воспринимают сюжет и своих героев. По сути дела, начинается магия - оказывается то, как я видела мир не столь однозначно, кто-то видит иначе, кто-то не такой как я, другой, но при этом до чего же интересный!
В жизни все точно так же, только заметить инаковость другого бывает сложнее. Вообще, из зрительного зала можно разглядеть удивительные вещи, и не только на сцене, а ещё внутри себя.
А что за кулисами?
Там все ещё интереснее. Подготовка спектакля похожа на большую психологическую игру. Когда начинаешь разбирать своего персонажа, часто становится непонятно - почему он действует именно так? Почему говорит то, а не другое. Появляются мысли из разряда: "я бы в жизни так не сделала".
И тогда нужно искать. Что привело героя к этой ситуации? Как он жил? О чем думал? Какой он внутри?
И снова магия - он просто другой. У него не было моей истории, он не может действовать как я, просто не умеет. У него своя история и он действует единственно возможным для него образом.
Согласитесь, снова все как в жизни? Никакие фразы "на твоём месте я бы.." не работают. Какую бы ерунду, на наш взгляд, человек ни творил, он её творит не из вредности, а просто потому что не может по-другому. Примеряя на себя роль другого человека это невозможно не почувствовать.
К тому же, новые мысли, новые способы действовать не могут не отразиться на жизни. Картинка мира становится как будто более полной, красочной, многомерной. Как по мне, так это фантастика.
Вторая часть будет про меня и про тот самый стресс от сцены.
Сразу замечу, что это мой личный опыт, и я вполне допускаю, что у кого-то работает иначе.
Все вышеописанные бонусы театра можно получить и не подвергая себя стрессу публичных выступлений. Так зачем страдать?
Начну с того, что только выход на сцену позволил мне почувствовать себя. Реально ощутить свое тело и свой голос. Ощутить и начать с ними "общаться". Когда ты один на один с залом, невозможно игнорировать себя, нужно начинать договариваться со своими мышцами, со своими мыслями и со своими эмоциями.
Выбрасываемый в кровь адреналин позволяет это делать весьма успешно.
А преодоленный страх добавляет уверенности в себе, чувства устойчивости и безопасности. Осознание "Я МОГУ".
В дальнейшем даже воспоминание об этом опыте позволяет чувствовать себя увереннее в различных ситуациях (бывает людям и в маршрутке трудно крикнуть "на следующей!", а с таким опытом - раз плюнуть;)
Конечно, перед выходом на сцену нужно много репетиций и работы над собой. Но именно это и позволяет побороть страх - мысль, что ты это уже делал, уже можешь, просто обстоятельства несколько изменились.
Кроме того, нет ничего упоительнее расслабления после сильного напряжения. Когда после отыгранного спектакля отпускает тревога - время блаженства! Шутка про "сделайте человеку плохо, а потом как было, и он будет счастлив" в действии.
Невозможно прочувствовать всю прелесть спокойствия, не ощутив волнения. Но здесь волнение особенное, довольно мягкое - на кону не стоит жизнь, здоровье или деньги. По факту - это опасность без реальной опасности. Пожалуй, своего рода махинация: ничем не рискуя, я могу почувствовать то, что приносит в нашу жизнь риск: драйв, адреналин, чувство жизни.
Кстати, возможность пару часов побыть не собой, а кем-то другим - ещё один невероятный опыт, который можно получить только на театральной сцене. Прожить кусочек чьей-то жизни - чем не возможность как можно лучше понять людей?