Найти в Дзене
The Economist Access

Акции, доходность, риск и...счастье

Оглавление

Есть один бородатый анекдот про ад. Там Сатана предлагает человеку выбрать из двух рабочих мест. В первом измотанные рабочие сгребают огромные кучи угля в раскаленную печь. Во втором – они стоят по пояс в канализации, попивая чай из чашек.

Приговоренный выбирает второй вариант.

Как только дверь за ним закрывается, бригадир кричит: «ребята, перерыв на чай. Пора снова встать на руки».

Ужасные условия труда имеют длинные исторические корни. Заводы и фабрики как раз напоминают ад из анекдота.

В начале 20-го века рабочие были вынуждены выполнять скучные, повторяющиеся задачи из-за потребностей производственной линии. Кое-где это актуально и по сей день.

Однако в экономике, основанной на предоставлении услуг, имеет смысл сосредоточиться на моральном духе сотрудников, это гораздо более плодотворный подход.

Доказать этот тезис сложно. Но в этом и состоит цель нового исследования, которое рассматривает взаимосвязь между счастьем и производительностью труда сотрудников British Telecom. Три академика – Клемент Беллет из Университета Эразма, Роттердам, Ян-Эммануэль де Неве из бизнес-школы Саида, Оксфорд, и Джордж Уорд из Массачусетского технологического института, опросили 1800 сотрудников 11 британских колл-центров.

Все, что каждый сотрудник должен был делать, так это нажимать на смайлик каждую неделю, чтобы показать, насколько он счастлив на работе. В общей сложности авторы исследования получили адекватные ответы от 1161 человека за 6 месяцев.

Результаты оказались поразительными. Производительность труда сотрудников была на 13% выше в те недели, когда они были счастливы. Это было не потому, что они работали дольше, в счастливые недели они делали больше звонков в час и были более эффективны в преобразовании этих звонков в продажи.

Однако самое сложное – определить причинно-следственную связь счастья и эффективности.

Ученые попытались хитроумным способом обойти эту проблему. Они выяснили, что рабочие оказывались менее счастливыми в те дни, когда погода в их районе была плохой, и это несчастье сказывалось на производительности.

Если это всё действительно так, то правда в том, что компании не могут контролировать погодные условия.

Получается, что решить, имеет ли инвестирование в счастье сотрудников смысл, довольно сложно.

Очевидно, что необходимы дополнительные исследования. Но есть свидетельства того, что счастливые сотрудники есть высокая производительность труда, и это – хорошая новость для акционеров.

Аналитики BofA Merrill Lynch Global Research изучили стоимость акций некоторых фирм, оцененные на Glassdoor, сайте, который позволяет сотрудникам оценивать компании, в которых они работают.

Темпы роста акций компаний, имеющих самые высокие рейтинги на Glassdoor, превзошли темпы роста компаний с низкими оценками почти на пять процентных пунктов в год. Временная выборка между 2013 и 2019 годами.

Также было выявлено, что количество положительных отзывов имеет прямую корреляцию с risk-reward ratio (показатель соотношения границ допустимого риска с ожидаемой доходностью).

Ничто из всего этого не является однозначным показателем. История инвестирования в акционерный капитал изобилует стратегиями, которые хорошо работали при тестировании, но затем распадались при применении в реальном мире.

Но, по крайней мере, это означает, что компании должны учитывать то, довольны ли их сотрудники.

Оригинал

Telegram