Найти тему

Путь Мондриана к абстракционизму

Оглавление

В этой статье мы на примере четырех картин знаменитого, образованного Голландского художника Пита Мондриана рассмотрим его творческий переход от реалистичной живописи до абстракции.

На примере этих картин можно проследить путь Мондриана от подражания его соотечественнику Винсенту Ван Гогу до пионера модернизма.

Каждая из них изображает дерево.

Первая картина это Вечер красного дерева1908 года. Зимние сумерки, изображено дерево, которое будто дрожит от холода. Оно свисает под тяжестью ветвей. Яркие и выразительные цвета: красный, синий, черный.

https://greatartists.ru/contents/uploads/2016/11/ijmeyOpZ0vk.jpg
https://greatartists.ru/contents/uploads/2016/11/ijmeyOpZ0vk.jpg

Прослеживается полное заимствование у Ван Гога.

Другая картина “Серое дерево” 1912 года. C нее как раз и начинается путь Мондриана к художнику абстракционисту. В 1912 году он побывал в студии Пабло Пикассо и изучал его кубинские работы, их землистую палитру. И Пит вернулся домой совсем другим человеком.

Перед нами все то же дерево без листьев, ветви простираются в ширину и вверх до самых краев картины. Палитра уже более мрачная и очертания дерева упрощены.

Следующая третья картина “Цветущая яблоня” того же 1912 года. Здесь Мондриан продвинулся в сторону абстракции еще больше. Не сразу догадаешься, что это дерево, если не знаешь об этом заранее. Эти ветви скорее короткие и широкие, мягко закругленные линии. Картина абсолютно двумерная.

https://expert.ru/data/public/428601/428637/050_expert_99_1.jpg
https://expert.ru/data/public/428601/428637/050_expert_99_1.jpg

В 1913 году он пишет картину "Композиция №7”. И это все тоже дерево, но еще более абстрактное. Мондриан разбил его на крошечные фрагменты и теперь оно больше похоже на потрескавшееся от жары дерево. И, конечно же, картина символизирует духовное начало.

Но не надо думать, что художники абстракционисты это люди с другой планеты, обитающие в мире чистых форм и цветов, которые не признают того, что обычные люди могут не понимать их искусство.

По крайней мере Пит Мондриан был совсем не из таких.

Поэтому он написал текст, объясняющий что такое неопластицизм. Нельзя сказать что этот текст понятный и доходчивый. Если коротко, то Пит Мондриан перешел к абстрактным формам потому что реалистичные и узнаваемые объекты мешали ему пластически, то есть c помощью формы, выразить взаимоотношения путем противопоставления линий и форм.

Для того чтобы наглядно пояснить всю эту длинную цепочку слов, нужно рассмотреть его картину, которая действительно выражает эту идею, что он хотел донести.

Картина “Композиция №3” с желтым, синим и красным. Она написана в 1935 году для нее выбран белый фон, универсальная основа для картин Мондриана. На ней проведены линии разной толщины. Это сделано специально, так как он считал, что узкие линии лучше читаются и символизируют вечное движение. К ним более широкие полосы – они, наоборот, сдерживают это движение и картина получается сбалансированной в части линий.

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/698/124407@2x.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/698/124407@2x.jpg

В части света он изобразил большой красный квадрат в верхнем левом углу и уравновесил его более плотным синим квадратом меньшим по размеру. Белый цвет занимает больше пространства, чем другие три цвета вместе взятые, и тем самым воплощают идею равноценности.

По мнению Мондриана неопластицизм утверждает справедливость, то есть каждый, несмотря на свои различия, может быть равным среди равных.

Конечно это было начало двадцатого века и появлялось много эстетических, политических и философских течений. Но по крайней мере эстетические идеи Мондриана позаимствовали многие следующие поколения дизайнеров.

К примеру Геральд Ритвельд создал сине красное кресло, которое является 3-мерной живописью Мондриана.

А также всем известное шерстяное платье без рукавов Ива Сен-Лорана, которое он создал в 1965 году и оно актуально до сих пор.