Найти тему

Налог на неэффективность

Предприниматели 90-х и 2000-х тратили существенную часть своего рабочего времени и сил на военно-спортивную игру «обмани государство». Платить налоги считалось безумием, не платить – доблестью. Схемы ухода были бесхитростны и дешевы. Но те славные времена ушли в прошлое, платить государству не только причитающееся, но порой и сверх того, приходится всем. Но предприниматели в России ежедневно платят еще один очень крупный налог, при этом платят его добровольно и сознательно. Я называю его «налог на неэффективность».

Лично я в своей жизни видел только две производственные компании с российским капиталом, которые, без лукавства, можно назвать эффективными. Наверное, их конечно больше, но явно не тысячи. Все остальные несут на себе добровольную социальную нагрузку в виде заработной платы ненужным сотрудникам или теряют миллионы на потерях, которые они, в большинстве случаев, даже не осознают.

Давайте начнём с самого простого – лишние сотрудники. Чтобы понять, есть ли они в вашей компании, не нужно делать «фотографию рабочего дня» или стоять с секундомером у станка. Достаточно пройтись по коридорам, цехами и кабинетам, чтобы качественно (пусть и не количественно) оценить уровень загрузки персонала. Дайте мне 30 минут в вашей компании, и я оценю уровень подлинной загрузки персонала с точностью до 10% (а больше и не надо).

Сколько человек работают в вашей компании? Точно не знаю, примерно половина

Пройдитесь по офису, понаблюдайте за людьми. Они все трудятся в поте лица? Каждая минута, проведённая любым вашим сотрудником в праздности, это налог на неэффективность. У ваших сотрудников есть возможность опаздывать? Долго курить на крылечке? Обедать подолгу? Это налог на неэффективность. Вы оплачиваете 8 часов труда, а получаете в лучшем случае шесть. Но так происходит не потому, что они какие-то особо ленивые - они обычные. Просто процессы в вашей компании устроены так, что в ней можно работать в расслабленном режиме и получать полную зарплату. А кто отвечает за это? Скорее всего вы сами. Как с этим бороться? Штрафовать? Но любой штраф воспринимается как несправедливость. Найдите способ загрузить всех полезной работой, и штрафовать никого не придется.

Каждый лишний квадратный метр вашего офиса, склада или производства, не используемый в создании добавочной ценности - это налог на неэффективность. Если у вас огромная прибыль - стройте хоть дворцы, кто запретит. Но не торопитесь жаловаться на государство, если ваши собственные активы загружены не полностью.

Ваша машина или станок простаивают хотя бы одну минуту? Это налог на неэффективность. Это актив, который не работает. Самолеты авиакомпаний-лоукостеров проводят на земле между рейсами не более 30 минут, потому что только в воздухе они приносят прибыль. На земле они не «просто стоят», а несут убытки. Ваши простаивающие станки, автомобили, погрузчики, компьютеры -тоже.

Каждый рубль неликвидов или просто залежалых товаров на вашем складе - это налог на неэффективность. На тысячах складов по всей стране лежат без движения товары на миллиарды рублей, а их владельцы жалуются на жизнь. Если вы не понимаете, что оборотный капитал стоит денег, не надо заниматься бизнесом. Ваши товары с оборачиваемостью более года обходятся вам как минимум под 13-15% годовых, и это плата за неэффективность. Не считая затрат на лишние складские площади для их хранения, и на учёт. Эти 13-15%, а то и гораздо больше вы заплатите, распродав эти товары со скидкой. Или 100%, если вы их в конце концов выбросите.

Вы проявляете рачительность и экономите на зарплате топ-менеджеров? Это налог на неэффективность. Выстрел себе в ногу. Набирая верных вместо умных, согласных на копейки вместо амбициозных, вы стреляете себе в ногу. Если топ-менеджеры глупы, то их подчиненные - умственно отсталые. Удачи вам в построении успешного бизнеса с такими бойцами.

В вашей компании нет планов, есть только бюджет в Excel? Это - налог на неэффективность. Запомните, что «план продаж» или «бюджет» - это не «план», а цель. План - это последовательность шагов, а не вожделенная прибыль по итогам года. Но плана у вас нет, потому что планом вы называете цели. А когда нет плана, ваши «топ-менеджеры» (на которых вы, вдобавок, сэкономили) тратят дни и месяцы на бесполезные совещания и борьбу за ресурсы. Вместо того, чтобы создавать стоимость, они думают, как бы не получить леща, когда станет очевидно, что никакой прибыли не будет. Ваши продажи всегда ниже целевых, а расходы всегда целевые? Знакомая история? Пока вы не научитесь планировать (а не просто ставить цели), так и будет.

На обычных сотрудниках вы тоже экономите, ради снижения издержек? С одной стороны - логично, ведь понятно, что если платить больше, никто не станет от этого автоматически работать лучше. С другой, поставьте себя на место сотрудника, соглашающегося на мизерную зарплату. Кто этот человек, готовый работать за копейки? Тот, кто низко себя ценит, или тот, кого больше нигде не взяли? Чего ждать от таких сотрудников?

Не обучаете сотрудников? Это налог на неэффективность. Рынок труда не переполнен специалистами, опытные люди знают: хотите получить толковых сотрудников – вырастите их изнутри. Да, есть риск, что они поумнеют и уйдут. Но что если они не поумнеют и останутся?

Я видел множество предприятий, которые даже платят все налоги государству, могли бы стать сверхприбыльными, избавившись от «налога на неэффективность». Но это сложно. Долго. Требует усилий. Жаловаться проще – тем более, что, конечно же, родное государство поводы для жалоб, и законных в том числе, подкидывает в избытке. Но жалобы не пополнят ваши счета, а борьба с налогом на неэффективность – вполне.

Святослав Бирюлин