Принципиально не связываюсь с картами и рассчитываюсь везде и всегда только наличкой.
Почему?
Как говорится, были прецеденты.
Мой жизненный опыт не раз макал меня в простую, казалось бы истину: деньги на карточке и платежи картой не защищены на 100%. Но... на ошибках следует учиться, не так ли? Маленький ребенок, попробовав мыло, поймет, что оно невкусное, и не будет больше пытаться его съесть. Кошка, свалившись разок со шкафа, и поняв, что это больно, вряд ли полезет туда опять.
Разумным существам, к которым, как я надеюсь, вы себя тоже относите, свойственно учиться на своих ошибках. Так почему же в случае с картами я вновь и вновь должна наступать на грабли? Нет уж, спасибо. Мне моих грабель хватило.
Грабли номер раз. "Я банкомат, я сломалься"
Было это больше года назад. Тогда я еще пользовалась услугами Сбербанка. Вставляю карту в банкомат (сберовский, разумеется), запрашиваю остаток, затем - снятие средств. Сумма была небольшая, рублей восемьсот или семьсот. Банкомат долго думал, и в итоге вернул карту. Деньги не выдал. В некотором замешательстве я вставляю карту в банкомат и опять запрашиваю снятие средств. Банкомат выдает: средств недостаточно. Запрашиваю баланс - там ноль.
Замечательно, да? То есть, банкомат посчитал, что он выдал мне деньги.
После долгих разбирательств сотрудники банка удостоверились, что банкомат был неисправен и наличные не выдал, и вернули сумму на карту. Но осадочек, как говорится, остался.
Почему я не пользуюсь картами? Потому что от неисправностей техники никуда не деться, и я не хочу тратить время и силы на такие вот "разбирательства".
Грабли номер два. "Ой, всё, вы больше не клиент"
Это случилось весной 2018 года. В один прекрасный день я обнаружила, что переводы на мою карту не проходят. Казалось бы, этого не может быть: карта не просрочена и не блокировалась по причине утери. Оказывается, мою карту заблокировал сам банк (речь идет о Сбербанке). На вопрос о причине мне ответили: по пункту такому-то договора банк оставляет за собой право блокировать карту любого клиента без объяснения причин. Точно так же банк оставляет за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Самое интересное, что никаких видимых причин для такого вопиющего безобразия не было. Через мои карты не прокачивались миллионы каждый месяц, что смахивало бы на обнал или финансирования террористической деятельности. Нет, обороты были довольно скромные, а суммы - в пределах нескольких тысяч рублей. И чуть ли не единственным человеком, переводящим мне деньги на карту, был мой должник, вернее, должник моей маман, обязавшийся выплачивать сумму долга частями. Видимо, что-то в этих суммах не понравилось сбербанку настолько, что он решил заблокировать одну за другой все мои карты (дебетовые, кредиток у меня не было) и расторгнуть договор.
Виной всему, как я подозреваю, вот этот новый отвратительный закон о противодействии ухода от налогообложения, который протащили летом 2018 года, призванный минимизировать не облагаемые налогами платежи одних частных лиц другим.
Человек возвращает долг. Плати 13% подоходного налога. Или доказывай, что это не доход! Хрен докажешь!
Человек продает диван на авито. Покупатель заплатил не наличкой, а перевел деньги с карты на карту. Плати налог! Ты ж получил доход. А кто сказал, что продажа б/у мебели, не являющаяся систематичной, это не источник дохода.
Человек перечислил другу донат на запись альбома. Плати налог, тварь дрожащая! Ты же живешь в великой стране с великими ценностями.
Мерзко, правда?
Точно то же самое произошло с картой маман, с той лишь разницей, что карта была пенсионная. Самое забавное было, когда пенсионный перевел очередную пенсию на уже заблокированную карту, а сбербанк отказался их выдавать, ссылаясь на проверки службы безопасности и прочие доводы, не имеющие под собой законных оснований. При этом сбербанк самым возмутительным образом игнорировал требования законодательства, согласно которому банк не имеет права удерживать пенсионные средства на счету и обязан выплатить их по первому требованию. В итоге мама получила эти деньги только через три недели, и то после того, как мне пришлось привлечь к ситуации журналистов с одного из петербургских телеканалов. Сюжета из этой истории не вышло: из банка позвонили на следующий же день, наутро, и, извиняясь, предложили явиться за деньгами в ближайшее время.
Почему я не пользуюсь картами? Потому что я не хочу, чтоб движение моих средств зависело от прихоти банков без объяснения причин.
Грабли номер три. "Платёж? Какой платёж?"
А этот случай произошёл в конце прошлого года. Так вышло, что мне нужно было отправить по почте покупателю из другого города. Взаиморасчеты с такими покупателями - один из немногих случаев, когда приходится пользоваться картой.
Итак, мне приходят деньги, и я, не снимая их с карты, иду на почту. Там-то меня и ждал "сюрприз". Оператор пробивает почтовый конверт, я вставляю карту, ввожу пин-код, но терминал почему-то не печатает чек. Оператор говорит, "оплата не прошла, давайте еще раз". Я повторно вставляю карту в терминал, опять ввожу пин, и на этот раз чек выходит. Мне выдают большой белый конверт.
Но, почувствовав неладное, я тут же захожу в банк онлайн и вижу прекрасную картину: списание прошло дважды. Показываю телефон оператору, говорю: "Вы с меня дважды списали деньги за конверт".
Думаете, мне вернули деньги? Как бы не так! Оператор стала меня убеждать, что "если чек не вылез, значит, и операция не прошла, вы это всё придумываете. Что вы мне суете свой телефон, мало что у вас там отображается, у меня вот отображается только одна операция". Весело, да? То есть, она хотела убедить меня, что я ее обманываю. Я говорю: "Хорошо, вы не можете вернуть мне деньги. Тогда дайте мне второй конверт, который я оплатила".
Появилась старшая смены. Сказала: "Если хотите, пишите заявление в свой банк, а мы здесь не при чем".
А, написав обращение в "Яндекс Деньги", я получила ответ: у нас информация, что операция прошла, деньги ушли, доказательств, что вы не получили оплаченный товар/услугу, нет, сорянчик, сделать ничего не можем.
Замечательно! То есть, теоретически в любой момент любой эквайринг-терминал может "глюкануть", зависнуть, не выдать чек, - и товар тебе не продадут. Иди, доказывай, что операция прошла. Не получится доказать в банке - доказывай через суд. Это же твоя проблема.
Одна подруга, кстати, рассказывала мне о точно такой же ситуации - деньги списались два раза. Только это была не почта, а магазин одежды, сумма операции на 90 рублей, а шесть тысяч, и деньги вернули. Правда, только через три недели. Без каких-либо сатисфакций.
Почему я не пользуюсь картами? Потому что я не хочу платить за одну и ту же вещь два раза.
Я теряюсь в догадках, почему же тогда такое колоссальное количество людей, зная вроде бы, что все вышеописанные ситуации имеют место быть, продолжают пользоваться картами, да ещё и хранить на них деньги? О чем они вообще думают?!
У меня на этот счёт есть несколько предположений.
1. "Пока жареный петух не клюнет"
Можно сколько угодно читать истории, произошедшие с другими, но пока это не произойдет с тобой, ситуация всегда будет иметь легкий оттенок эфемерности. Что ж, я от души желаю, чтоб все, что произошло со мной, произошло с каждым, кто мне будет под статьёй "затирать", как сейчас модно говорить, что я неправа, и "карты-это-круто- надежно-современно-удобно".
2. "Плюсы перевешивают минусы"
Видимо, активные пользователи карт надеются, что плюшки в виде кэшбеков и прочих "спасибо" с лихвой компенсируют гипотетические потери. Ну-ну.
3. "Карты - это надёжно"
"А сбои случаются всё реже". Ну и что. Тем не менее, они случаются. Ладно, если у вас на карте немного денег, и в случае вот такого "весьма маловероятного" сбоя вы не сможете потерять больше пары тысяч. Надеетесь, что на вашей карточке терминал не глюканет?
4. "Я крут, я подкован, я знаю что делать"
Не ошибусь, если предположу, что часть народа так и рассуждает. Дескать, они знаю закон, и если что-то случится с картой, смогут если не напинать всех по колокольчикам, то хотя бы грамотно составить обращение в банк / прокуратуру / суд, и им вернут их кровные.
Да, вернуть-то, может, и вернут. Вот только сколько уйдёт времени на возврат денег, сколько сил и энергии вы потратите на звонки и визиты в банк, на заявления и суды, и через сколько недель / месяцев банк снисходительно решит вернуть вам ВАШИ деньги, нельзя сказать даже приблизительно.
5. "На стиле"
Всё просто. Желание быть современным во всем заставит слепо следующих моде пользоваться картами, даже если это неудобно им самим. Нет предела человеческой дурости.
Зачем создавать себе лишний геморрой, если можно просто платить наличными?!!
Казалось, бы вопрос риторический. И тем не менее, люди пользуются картами, даже там, где проще, удобнее и уместнее рассчитаться наличными. Что ж, каждому свои грабли.
Фэрлинг Лори