Найти в Дзене
Синий квадрат

"Ночные ведьмы" или "Дунькин полк"- кем они были?

Вы никогда не задумывались о происхождении названий улиц? Не просто так даётся имя. За названием многих стоят великие достижения, подвиги и люди. И жители улицы Евгении Жигуленко в Краснодаре с гордостью могут рассказывать о подвиге Евгении и её отряда.

46-й гвардейский авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года как 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Руководила формированием Марина Раскова. А командиром полка была назначена капитан Евдокия Бершанская (поэтому "Дунькин полк"). Под командованием Евдокии и сражался полк до окончания войны.

На счету каждой из этих отважных летчиц около тысячи вылетов, десятки тонн сброшенных бомб. Вы только задумайтесь, все это они осуществили на бипланах, изначально созданных отнюдь не для военных действий.

Марина Раскова, Евдокия Бершанская, Евгения Жигуленко
Марина Раскова, Евдокия Бершанская, Евгения Жигуленко

Из воспоминаний лётчицы полка Натальи Кравцовой (Мерклин)

«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (….) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета».

Пролетая низко над землей, они были лёгкой мишенью для противника. И очень ограниченный вес такой самолет мог поднять в воздух, поэтому лётчицы часто не брали с собой даже парашюты. Каждая из выживших лётчиц полка была настоящим виртуозом штурвала. Им даже цель приходилось определять практически интуитивно: без радионаводок. Возвращались на посадку "по папироске командира" - шутили девушки - взлетную полосу обозначали открытые только с одной стороны фонари. Девушки помогали и попавшим в окружение: сбрасывали еду и боеприпасы.

В источниках указан как ПО-2 (у-2)
В источниках указан как ПО-2 (у-2)

Солдаты вспоминали, что всегда знали, девушка была на биплане с «посылками» или парень. Парни летали молча, девушки обязательно выкрикивали что-нибудь подбадривающее. Звонкие приветы с неба действительно поддерживали. Если самолёт пролетал молча, как будто чего-то не хватало.

Подлетали к цели лётчицы на "бреющем заходе". С планирующего ПО-2 бомбили врага. В ночной тишине был слышен только шум воздуха, рассекаемого выходящим на цель бипланом. Считается, что именно из-за этого характерного шелеста воздуха и зная что самолётом управляют женщины, враги прозвали их "ночными ведьмами" , хотя сами девушки называли себя ласточками. А маршал Рокоссовский считал их легендами. И эти легенды оставили след в культуре: снимались в комедии «Небесный тихоход», мелькнули в драме «В бой идут одни старики».

Из воспоминаний:

"Горит на моем самолёте мотор... кончаются патроны, пулемёт штурмана умолкает, я иду со снижением. Истребитель противника нагнал нас и подошёл слева вплотную. Было отчётливо видно лицо лётчика. Он поднял руку и сначала показал один, потом два пальца. Только потом мне объяснили, что это был вопрос: „Как тебя сбить: за одну атаку или за две?“. Тут же я почувствовала удар по самолёту. Теперь горели оба мотора. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. Противник был ошеломлён „новым огневым средством“ и уже не решался больше к нам подходить вплотную. Ещё несколько выстрелов, и истребители противника отстали».

Перед службой в авиаполку девушки не были военными лётчицами, хотя и имели лётную подготовку. Так и случилось с Евгенией Жигуленко.

Евгения Жигуленко
Евгения Жигуленко

Женя родилась 1 декабря 1920 года в Краснодаре. После окончания школы поступила в Дирежаблестроительный институт в Москве (сейчас это Московский авиационно-технологический институт). В Московском аэроклубе училась в школе лётчиков. Услышала о наборе в женский авиационный полк и сразу в него записалась. Ей пришлось улучшить свою лётную подготовку перед отправкой на фронт: получить подготовку штурмана.

Первые боевые вылеты совершила в качестве штурмана, в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардирполка».

А следующее событие как нельзя лучше характеризует характер Жени.

Во время перебазирования девушка попала в автомобильную аварию и очнулась только в госпитале. Она рьяно стала требовать отпустить её на фронт, нельзя было терять лётные ночи. Но доктора хотели перестраховаться: а вдруг сотрясение? Тогда Женя, стянув какой-то халат (в больнице он очнулась в одном белье) и угнала грузовик. В таком вот потешном виде и явилась обратно в полк.

Сама Женя называла себя "лётчицей-налётчицей" - чем вам не пояснение: как то раз она выпросила (не украла) у колхозниц бидон молока для девочек, так как им сух.паёк запить не чем было.

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Андреевне Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике лётчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

Всего за время войны Женя совершила 968 боевых вылета, сбросила более 200 тонн бомб.

Когда война окончилась, она продолжала нести службу в рядах ВВС. Прослужила еще 10 лет и уволилась. Переехала в Сочи, читала лекции, заняла пост начальницы управления культурой города и перебралась в Москву для работы в министерстве культуры РСФСР.

В конце 70-х Евгения окончила Всесоюзный Государственный институт кинематографии, теперь её мечтой и целью был фильм о дорогих сердцу фронтовых подругах. Первый фильм-короткометражка "Одни сутки из тысячи ста" остался незамеченным.

Зато второй, цветной, "полный метр" вышедший в 1981 году тронул зрителя. Драма "В небе "Ночные ведьмы"" пошёл в прокат даже за границу. Следующим фильмом была картина "Без права на провал" и в нём вы, кстати, также сможете увидеть саму Евгению Андреевну.

Жизнь у Евгении Жигуленко никогда не была лёгкой. Проблемы и трагедии шли по пятам. Уходили из жизни не только подруги, ушёл из семьи супруг, оставив её с больным сыном на руках. Позднее умер сын. В 90-х не заладилась и карьера режиссера. Наступили трудные времена. Проживая (выживая) на обычную пенсию, она едва сводила концы с концами. На здоровье сильно сказалось и общественное давление.

Повсеместные "модные" разоблачения добрались и до фронтовиков: раз в СССР восхваляли женщин-лётчиц, значит все это выдуманная история, никаких подвигов они не совершали, ни на что не могли на фронте влиять и, возможно, вообще не летали...

Евгения Андреевна не смогла равнодушно реагировать, сильно расстраивалась, ведь такое не забывается. "Неужели все это ничего не значило?"

В 1994 году Евгении Жигуленко не стало.

«Немцы называли нас „ночными ведьмами“, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.
  • Именем Евгении Жигуленко названа улица в г. Краснодаре, находящаяся в Прикубанском округе, между Ростовским шоссе и улицей Российской.
  • 27 мая 2016 года в Сочи в районе Художественного музея в память о Е.А. Жигуленко был установлен бюст.
  • В начале XXI века её именем была названа одна из новых улиц в юго-западной части Тихорецка: «улица им. Евгении Жигуленко».
  • Имя Евгении Жигуленко носит небольшая улица в городе Геленджике Краснодарского края, расположенная в районе «Тонкого мыса».

На моём канале вы можете почитать и другие статьи о героях и событиях Великой Отечественной войны.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного. Нажав кнопочку "Поделиться" вы сможете отправить эту статью в ваши аккаунты в социальных сетях. Спасибо.