Найти в Дзене
Банки Сегодня

Вот почему открывать бизнес по франшизе – не лучшая идея

Продавец франшизы будет много чего обещать, но все хорошее закончится, как только договор будет подписан.

Франшиза – один из самых быстрых и простых способов начать свое дело. Так можно открыть магазин, кафе, пиццерию, пекарню, салон красоты и многое другое.

Суть франчайзинга в том, что владелец франшизы (он же франчайзер) продает право открыть бизнес под его именем другому предпринимателю – франчайзи.

У франшизы есть несколько плюсов:

  • не нужно придумывать название, оформление и ассортимент продукции – все это оговаривается условиями договора франчайзинга;
  • франчайзер, как правило, обучает своих партнеров и их сотрудников;
  • расходы на открытие бизнеса можно более-менее точно просчитать в самом начале;
  • франчайзер может предлагать своих поставщиков.

По сути, продавец франшизы дает полный набор информации о том, как открыть и в дальнейшем вести свой бизнес. Для предпринимателя это настоящее руководство к действию.

Однако минусов у такого варианта бизнеса еще больше. Недавно стало известно, что один из франчайзи популярной франшизы Domino`s Pizza подает в суд на компанию (точнее, на ее российское представительство). Поводом стало то, что пиццерия за год так и не вышла на безубыточность.

Изначально стоимость открытия ресторана (включая саму франшизу) составляла 13 миллионов рублей, потом она выросла до 20 миллионов рублей, а окупиться дело должно было за 22 месяца. Но за год предприниматель не увидел никакой прибыли (не говоря уже о полной окупаемости).

И, как оказалось, компания забирала себе много: 3,5% от выручки в виде роялти, 1% за рекламу, 2% за консультации, еще 2% за продажи через интернет. А еще Domino`s Pizza навязывает своих поставщиков, и завышает цены на их продукцию.

На этом примере видны все минусы открытия бизнеса по франшизе:

  • расходы на открытие могут внезапно вырасти;
  • франчайзера не волнует, получит ли его партнер хоть какую-то прибыль;
  • скорее всего, придется закупать часть необходимых товаров у самого франчайзера (а то и вообще все закупки делать у него);
  • цифры в бизнес-плане окажутся завышенными;
  • многие франчайзеры готовы продавать франшизу сразу нескольким предпринимателям из одного города. Конкурировать придется с такими же «жертвами» франчайзинга.

Перспективы судебного иска к Domino`s Pizza пока сомнительны, но если решение будет принято в пользу франчайзи – это станет важным прецедентом.

Пока же желающим открыть свое дело по франшизе нужно очень внимательно читать условия договора. Советую обратить внимание на такое:

  • эксклюзив в городе. Очень желательно, чтобы франчайзер больше никому не продавал франшизу, если в городе кто-то по ней уже открылся;
  • что входит в единоразовый платеж, а что нужно оплачивать самостоятельно;
  • кто оплачивает оформление точки и рекламную продукцию;
  • есть ли ограничения на поставщиков;
  • как именно зарабатывает франчайзер – на поставках товаров, на роялти или только на единоразовом взносе;
  • какие суммы штрафов прописаны за нарушения условий сторонами.

И главное – доверять цифрам в бизнес-плане не стоит. Желательно попытаться самостоятельно просчитать прибыльность и период окупаемости.

---

Спасибо за внимание!

Я буду Вам очень благодарен, если оцените мою статью (путём нажатия 👍 или 👎). Также, буду рад видеть Вас в списке моих подписчиков!