Продавец франшизы будет много чего обещать, но все хорошее закончится, как только договор будет подписан.
Франшиза – один из самых быстрых и простых способов начать свое дело. Так можно открыть магазин, кафе, пиццерию, пекарню, салон красоты и многое другое.
Суть франчайзинга в том, что владелец франшизы (он же франчайзер) продает право открыть бизнес под его именем другому предпринимателю – франчайзи.
У франшизы есть несколько плюсов:
- не нужно придумывать название, оформление и ассортимент продукции – все это оговаривается условиями договора франчайзинга;
- франчайзер, как правило, обучает своих партнеров и их сотрудников;
- расходы на открытие бизнеса можно более-менее точно просчитать в самом начале;
- франчайзер может предлагать своих поставщиков.
По сути, продавец франшизы дает полный набор информации о том, как открыть и в дальнейшем вести свой бизнес. Для предпринимателя это настоящее руководство к действию.
Однако минусов у такого варианта бизнеса еще больше. Недавно стало известно, что один из франчайзи популярной франшизы Domino`s Pizza подает в суд на компанию (точнее, на ее российское представительство). Поводом стало то, что пиццерия за год так и не вышла на безубыточность.
Изначально стоимость открытия ресторана (включая саму франшизу) составляла 13 миллионов рублей, потом она выросла до 20 миллионов рублей, а окупиться дело должно было за 22 месяца. Но за год предприниматель не увидел никакой прибыли (не говоря уже о полной окупаемости).
И, как оказалось, компания забирала себе много: 3,5% от выручки в виде роялти, 1% за рекламу, 2% за консультации, еще 2% за продажи через интернет. А еще Domino`s Pizza навязывает своих поставщиков, и завышает цены на их продукцию.
На этом примере видны все минусы открытия бизнеса по франшизе:
- расходы на открытие могут внезапно вырасти;
- франчайзера не волнует, получит ли его партнер хоть какую-то прибыль;
- скорее всего, придется закупать часть необходимых товаров у самого франчайзера (а то и вообще все закупки делать у него);
- цифры в бизнес-плане окажутся завышенными;
- многие франчайзеры готовы продавать франшизу сразу нескольким предпринимателям из одного города. Конкурировать придется с такими же «жертвами» франчайзинга.
Перспективы судебного иска к Domino`s Pizza пока сомнительны, но если решение будет принято в пользу франчайзи – это станет важным прецедентом.
Пока же желающим открыть свое дело по франшизе нужно очень внимательно читать условия договора. Советую обратить внимание на такое:
- эксклюзив в городе. Очень желательно, чтобы франчайзер больше никому не продавал франшизу, если в городе кто-то по ней уже открылся;
- что входит в единоразовый платеж, а что нужно оплачивать самостоятельно;
- кто оплачивает оформление точки и рекламную продукцию;
- есть ли ограничения на поставщиков;
- как именно зарабатывает франчайзер – на поставках товаров, на роялти или только на единоразовом взносе;
- какие суммы штрафов прописаны за нарушения условий сторонами.
И главное – доверять цифрам в бизнес-плане не стоит. Желательно попытаться самостоятельно просчитать прибыльность и период окупаемости.
---
Спасибо за внимание!
Я буду Вам очень благодарен, если оцените мою статью (путём нажатия 👍 или 👎). Также, буду рад видеть Вас в списке моих подписчиков!