Найти в Дзене
SAMCOM

Грузовики будущего: какие они будут?

Оглавление

Крупные зарубежные автоконцерны наперебой предлагают свои варианты видения грузового автомобиля будущего. В эту гонку включились такие гиганты, как MAN, Volvo, SCANIA, Toyota, Hyundai, Tesla.

С чем же связано такое повальное стремление создать «грузовик будущего»? И будут ли хоть у одного из концептов перспективы в России?

1 отличие грузового транспорта будущего от настоящего

Это топливо.

Основная движущая сила автомобилей будущего – не дизель, бензин или газ, а альтернативная энергетика. Под ней понимают перспективные способы получения энергии, которые не вредят окружающей среде.

К альтернативной энергетике можно отнести биотопливо, водород, электричество, криоэнергетику, солнечную энергию. Отсюда пошло ещё одно название автомобиля будущего – альтернативный транспорт.

2 стимула создать альтернативный транспорт

Первый – стремление сократить количество выбросов в атмосферу.

Ежегодно миллиарды тонн загрязняющих веществ попадают в атмосферу Земли из-за деятельности промышленных предприятий и большого потока транспорта.

Их количество пытаются сократить. С этой целью в 2015 году было создано Парижское соглашение, которое призывает страны уменьшить количество выбросов, тем самым, не допустив повышения средней температуры. К нему присоединились более 190 стран, в том числе и Россия.

-2

Второй – ограниченность нефтегазовых запасов и перспектива их удорожания.

Мнения учёных о том, через сколько лет у нас закончится нефть и газ, сильно расходятся. А некоторые и вовсе говорят, что это маловероятная перспектива. Хотя и существует теория, называемая «pick oil». Её сторонники придерживаются мнения, что в нефтегазовой отрасли после пикового периода закономерно наступит резкий спад.

Но, несмотря на различные прогнозы, многие эксперты сходятся на том, что скорее всего со временем добывать нефть и газ станет сложнее. А значит и цены на них вырастут.

3 вида альтернативной энергии для грузового транспорта

Сейчас зарубежные автомобильные компании делают ставки на:

1) Электричество

Автомобиль на электричестве – самый распространённый вид альтернативного транспорта. Существует несколько его вариаций:

  • на литиевых батареях. Это направление развивает Tesla, Daimler, Volvo.
Большегруз Tesla Semi
Большегруз Tesla Semi

Главные плюсы этого источника питания – отсутствие вредных выбросов и безопасность в использовании.

Минусы: высокая стоимость аккумулятора, небольшой запас хода (в среднем около 200-300 км на одном заряде), снижение мощности при низких температурах и большой нагрузке, слишком большое количество времени для подзарядки.

Неоднозначно ещё и то, что для изготовления литиевых батарей требуется много ресурсов. В то же время продолжительность их «жизни» совсем небольшая – от 3 до 5 лет, а процесс утилизации находится в зачаточном состоянии.

  • на пантографах. Эти грузовики-трамваи появились с лёгкой руки компании SIEMENS при сотрудничестве со SCANIA, а затем идею подхватили Mercedes и DAF.
Большегруз eHighway от Siemens
Большегруз eHighway от Siemens

У них среди плюсов гибридный аккумулятор, который может ездить и на электричестве, и на дизеле, меньшее количество выбросов и возможность оборудовать этими устройствами любой грузовой транспорт.

Из минусов можно выделить отсутствие мобильности, потому что не везде есть возможность протянуть сеть для пантографов, а ещё, самое главное, у этого концепта дорогая инфраструктура (Германии, чтобы создать 10 км электрифицированной дороги, пришлось вложить в это 14,6 млн. евро).

2) Водород

Созданием грузовиков на водороде занимаются такие компании, как Nikola Motors, Toyota и Hyundai.

Большегруз Nikola One от Nikola Motors
Большегруз Nikola One от Nikola Motors

Как и в истории с электрическим грузовым транспортом, существуют два варианта конструкции водородного автомобиля: с обычным двигателем внутреннего сгорания и с топливными элементами, которые вырабатывают электричество. В современных грузовиках применяется последний вариант, как более безопасный и эффективный.

К плюсам водородного топлива можно отнести большой запас хода (по заверениям некоторых производителей до 1 200 км без дозаправки), невосприимчивость к перепадам температур, возможность перевозить грузы без потери мощности, заправка в течение нескольких минут, экологичный способ получения путём электролиза воды.

Минусы: водород взрывоопасен, у него пока несовершенная структура добычи и доставки, а также дорогая инфраструктура. Стоит отметить, что для получения водорода может использоваться природный газ, уголь, что не слишком вяжется с концепцией «зелёного» топлива.

3) Солнечная энергия

Солнечная энергия в большей мере используется как дополнительный источник топлива, а не самостоятельный из-за слишком низкого КПД. Её используют в той или иной мере разные компании. Например, автоконцерн MAN недавно выпустил малотоннажные грузовые автомобили на солнечных батареях специально для DHL Freight.

Разработка MAN для DHL Freight
Разработка MAN для DHL Freight

Плюсы автомобиля на солнечных батареях очевидны: использование возобновляемого источника энергии, сокращение выбросов загрязняющих веществ.

В остальном это топливо значительно проигрывает другим. Солнечная энергия по понятным причинам не может использоваться повсеместно. Также оборудование для её получения дорогое.

4 причины, почему в России в ближайшее время не будет альтернативного транспорта

Тут всё просто.

Причина 1. Большие запасы газа.

Если Россия будет отказываться от дизеля и бензина, то скорее всего в пользу газа. Хоть его и нельзя назвать полноценным «зелёным» топливом, он всё-таки более экологичный, чем бензин и дизель. А в дополнение к этому его много, и у него достаточно низкая стоимость.

Причина 2. Отсутствие собственных разработок в области альтернативного транспорта.

Ввозить автомобили из-за рубежа слишком дорого. И пока есть более дешёвые виды транспорта, они не будут востребованы в нашей стране.

Причина 3. Отсутствие инфраструктуры.

У нас есть электрозаправки для автомобилей на литиевых батареях, но в масштабах страны их слишком мало.

Причина 4. Погодные условия.

Не все виды альтернативного транспорта могут полноценно функционировать в нашей стране из-за погодных условий. Поэтому для России солнечная энергия и электричество не слишком подходят.

Но если отбросить все эти причины, то…

… мы считаем, что в сфере грузоперевозок в России большие перспективы есть у водородного топлива. Сейчас объясним почему.

-7

Во-первых, у водородного транспорта достаточно высокий КПД.

Во-вторых, на его работу не влияют перепады температуры и тоннажность груза, что является большим плюсом для отрасли грузоперевозок.

В-третьих, водород – это топливо с нулевым коэффициентом выбросов.

В-четвертых, в России есть собственные наработки по развитию водородного топлива. Правда пока они никак не связаны с автомобильной промышленностью. Например, компания At Energy разрабатывает водород-воздушные топливные элементы и поставляет их компаниям, занимающимся созданием дронов.

Конечно, это дорогой транспорт и с точки зрения производства автомобиля, и с точки зрения создания для него инфраструктуры. Плюс под вопросом остаётся его безопасность.

Но направление только начинает развиваться. Сейчас тестируются первые концепты водородных большегрузов. Всё больше инвесторов начали интересоваться этими технологиями. Мы думаем, что со временем водород выйдет на новый уровень и сможет изменить отрасль грузоперевозок.

А как считаете вы?