(Читатель, подписывайтесь пожалуйста.)
Эстетика советского наследия. Когда я смотрю на так называемые сталинские дома, то вижу хорошие строения, которые для меня отражают понятие империи. Была такая советская империя. Вот дом той эпохи, а это уже другой, просто история. Потому что архитектура - застывшая музыка, то есть марши той эпохи замерзли и не греют. А вот некоторые малые агитационные формы, рудименты той тоталитарной эры, - меня беспокоят. Город Барнаул – типичная провинциальная столица с ее главным правилом: как бы не выделяться, а оставаться как все. В каждом областном или краевом центре есть доска исторического почета - ими гордится город. В моем случае Барнаул. Почему гордится Барнаул, а не барнаульцы? Что это за обобщение, как может гордиться город Барнаул, а не люди? Конечно, я допускаю такую формулировку. Если гордится Барнаул, то это значит - абсолютно все жители города. А теперь конкретно, что мы видим на этой агитационной конструкции? Красный флаг несуществующего государства и орден Октябрьской революции. В советское время город был награжден этим орденом «за большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 250-летием со времени основания...». Главное тут - к 250-летию. Трудно сказать, какой это несет сегодня смысл и понятно ли это идеологическое сообщение. Если вы гордитесь значком Общества трезвости, который вам вручили в связи с юбилеем вашего предприятия, в котором вы работали в советское время, а этого завода давно уже нет и на его месте ТЦ, то, наверное, кому-то тоже важно помнить, что некогда городу вручили орден. Для меня это трудно осознаваемая важность. А теперь про героев, которыми гордится город. Титов Герман Степанович - второй космонавт. Это, конечно,здорово, но как часто он бывал в Барнауле, и что он сделал для города? Может, когда избирался депутатом Верховного совета СССР 6-го и 7-го созывов (1962, 1966), а также Государственной Думы РФ первого, второго и третьего созывов (1993, 1995, 1999), когда входил в состав фракции КПРФ, может тогда он что-то делал для города как общественный деятель? Второй космонавт в мире - это серьезно. И аэропорт имени Титова, и дворец спорта, и улица на Потоке - все достойно. Второй в ряду героев - Шукшин. Всем, кто знаком с биографией Шукшина, известно, что Барнаул он не любил и знать не хотел. Эту тему почему-то все шукшиноведы аккуратно обходят. Шукшин почти всенародно любимый писатель, режиссер и актер кино. Ему памятник стоит. И главное краевое культурное мероприятие всероссийского масштаба -несомненно Шукшинские чтения. А вот Пырьев - великий советский кинорежиссер, уже не такой известный. Он родился в г. Камень-на-Оби в 1901 году, а уже в 1915 сбежал. Вспоминал ли он Барнаул, мне неизвестно, бывал ли он хотя бы проездом в Барнауле, мне это не известно. Но все жители Барнаула им гордятся. Рождественский Роберт к Алтайскому краю имеет очень маленькое, младенческое двухмесячное отношение, а к Барнаулу так и вообще никакого. Золотухин же Валерий Сергеевич, он действительно сделал для Барнаула очень много, и если бы не его авторитет, трудно представить, был бы у города такой как сегодня Молодежный театр. Слава Валерию Сергеевичу. Савинова Екатерина малоизвестная актриса советского кинематографа в Барнауле не жила и, наверное, не бывала. Мирошниченко Ирина, ура, родилась в Барнауле. Ванин Алексей в Барнауле не жил и даже не родился. О! Марк Юдалевич! Не Юдалевич Марк Иосифович- а просто Марк. Почти 95 лет писатель прожил в Барнауле, но всесоюзной славы не имел. А это важно? Кашпур Владимир, советский артист, как и многие в этом списке в 17 лет покинул Алтайский край, в Барнауле не учился и не жил. Булдаков Алексей, российский актер, родился в Алтайском крае, в Барнауле был только на гастролях. Ратомский Владимир - вы не помните такого советского артиста, но он родился в Барнауле. Ну как, вы всеми гордитесь? И почему? Почему именно такой список, по каким критериям его составили, кто это делал? Почему в списке один космонавт, а остальные - деятели культуры, точнее, кино и театра. И только один местный писатель, а почему не артист – например, первый Народный артист РСФСР? А почему Барнаул не гордится Достоевским, единственным всемирно известным писателем, который даже несколько раз бывал проездом? У меня еще есть несколько вопросов «почему?». Почему персоны, которыми гордится город, только из ХХ века? Странное чувство диссонанса вызывает эта агитационная конструкция и ее герои. Люди они хорошие, артисты и писатели, и даже один космонавт, но в чем смысл? И финал. Стоит эта агитка между двумя корпусами университета, и к чему она призывает? Если вдуматься, она кричит:«Валите отсюда, валите». И все же почему Барнаул гордится артистами и писателями, а не учеными, врачами, предпринимателями? Может, потому что кто то в администрации так думает о культурном будущем. Эх, провинция. Всегда здесь гордились тем кто уехал и там стал человеком.
PS, Выяснилось, что агитационная конструкция находится в юрисдикции университета. Говорят, что президент АлтГУ товарищ Землюков ставил вопрос перед подчиненными, но после совещания, решил оставить все как есть.