ВВЕДЕНИЕ
В 1943 году прошлого века был описан диагноз «аутизм» известным американским психиатром Лео Каннером, который внес большой вклад в изучение и широкое распространение данного расстройства в психиатрии. Поэтому детский аутизм еще известен нам как «синдром Каннера».
Однако спустя десятилетия скрупулёзных исследований в психическом развитии детей, были обособлены «спектральные расстройства», схожие с классическим пониманием диагноза «аутизм», но с недостаточным набором критериев. В дальнейшем их наименовали как «расстройства аутистического спектра».
На сегодняшний день расстройства аутистического спектра (РАС) считаются довольно распространенной проблемой в раннем возрасте, и проявляется искажением в коммуникативной сфере, трудностями развития или отсутствия навыков социального взаимодействия и стереотипным поведением. Аутистические расстройства тесно связаны с нарушением высших психических функций, которые проявляются в неправильном формировании аффективной , эмоционально-волевой сферы, в личностном и познавательном развитии, мышлении и памяти.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ
Аутистические проявления у детей с данным видом расстройства очень разнообразны, особенно по достижению младшего школьного возраста, когда сформирован устойчивый характер и признание своего «Я». У одних детей признаки будут довольно многогранны и ярко выражены, у других едва заметны. В связи с этим исследователи не редко говорят не конкретно о диагнозе детский аутизм в его прямом значении, а о «линейке» расстройства аутистического спектра (РАС).
Природа возникновения расстройства определяет в дальнейшем соответствующие трудности, которые отражаются и в характере ребенка и в протекании нарушения его психического развития, а так же влияет на дальнейший прогноз социального развития. У большинства детей проявляется легкая или умеренная умственная отсталость, но, несмотря на это расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, которые интеллектуально развиты, а порой их развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Были случаи, когда избирательную одаренность проявляли именно дети с выраженным аутизмом.
Дети с расстройством аутистического спектра, стараются избегать общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. «Как правило, эти дети, либо вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего, для общения с другими людьми, такие дети словами не пользуются»
Аутичные дети социально незрелы, что заключается в частых разговорах о себе, о своей семье или о любимом деле. Из-за неспособности понимать людей такие дети часто не замечают безынициативности и безразличия собеседника к теме разговора. Отсутствие навыка выделять в разговоре главное и второстепенное ребенок в спектре может рассказать о произошедшем событии слишком много и подробно, либо наоборот, дать совсем немного информации.
Дети с РАС часто избегают зрительного контакта [20]. В большинстве случаев они стремятся к однообразию, сопротивляются переменам, пытаются сохранить неизменным распорядок дня и жизненного уклада. Не изменяют своим привычкам и вкусам. Им трудно ориентироваться в пространстве. Внимание таких детей бывает либо чрезмерно устойчиво, т.е. дети концентрируют внимание на различных ярких предметах, предметах, которые не имеют социального значения, либо им сложно сосредотачивать свое внимание на чем-либо. Они запоминают то, что им нравиться или может вызвать страх.
Дети с расстройствами аутистического спектра по своей специфике чаще думают образами и картинками, так как визуальное мышление у них преобладает над всеми другими формами. Это не зависит от их интеллектуального уровня развития. Однако это создает большие трудности в школе при усвоении устного учебного материала. Поэтому таких детей проще обучать принципу «картинка-слово» или «предмет-слово».
У детей с РАС практически всегда обнаруживаются незрелость мелкой моторики из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Это создает препятствия для овладения навыков письма и красивого почерка.
Среди особенностей аутизма можно выделить трудности в социальной адаптации, коммуникации и поведенческие проблемы, в том числе стереотипные проявления.
Одним из основных признаков расстройства аутистического спектра является искажение речевого развития (В. В. Лебединский). Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям.
СЕНСОРНАЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ И АУТИЗМ
Необходимо также учитывать у детей с РАС и сенсорную дезинтеграцию – нарушение процесса обработки входной информации от основных рецепторов организма (сенсорных систем), что приводит к ощутимым сложностям при школьной адаптации и освоении образовательной программы. По данным исследования К. С. Лебединской (1992 г.) у 71% детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются особенности восприятия внешнего мира. Известно несколько сенсорных систем организма, а именно: зрительная система, тактильная система, обонятельная система, вкусовая система, вестибулярная система, проприоцептивная система, слуховая система.
Нарушения в зрительной системе чаще всего проявляются именно в гиперчувствительности к свету или цвету. Стимулом для раздражения может стать люминесцентное освещение в классе или отдельные атрибуты из мебели, окрашенные в яркие цвета.
В тактильных ощущениях дети делятся на две категории - гиперчувствительные и гипочувствительные. В первом случае любые едва заметные телесные прикосновения способны приносить физическую боль или неприятный дискомфорт аутичным детям, поэтому они стараются избегать любого касания со стороны других людей. Во втором случае дети с РАС наоборот, испытывают постоянную потребность в тактильных ощущениях. Чаще они нуждаются в оральной стимуляции, жеванию разного рода предметов, иногда не совсем для этого предназначенных. Могут показаться весьма неряшливыми детьми, потому что не ощущают дискомфорта, если испачкаются или намокнут.
Сверхчувствительность в обонянии может создать не совсем благоприятную атмосферу для развития ребенка с РАС. Запах парфюма или крема педагога (родителя)способен вызвать чувство «отвращения» к оппоненту, что усугубляет налаживание контакта или вовсе заставляют ребенка с РАС избегать места с неприятными ароматами.
Вкусовая система играет огромную роль в жизни каждого человека, особенно если это ребенок с нарушениями восприятия в данной системе. Основная проблема, которая встает на пути у ребенка с РАС - это избирательность в еде.
Признаки проприоцептивной дисфункции состоят из трудностей ощущения собственного тела в пространстве. Такие дети могут быть гиперактивными в поведении: громко топать, крушить и громить предметы, постоянно прыгать на месте, проявлять агрессию к сверстникам. Данные нарушения создают сложности при усвоении навыка письма, так как они не могут рассчитать силу нажатия на ручку или карандаш. Неумение оценивать вес предмета и свою силу часто его ломают либо наоборот, не могут сдвинуть его с места.
Признаки слуховой дисфункции проявляются в неспособности к восприятию и анализированию речевых инструкций. При сниженной чувствительности не откликаются на собственное имя. Может раздражать слишком громкая и хаотичная речь или звуки.
По поведению ребенка, его реакциям на внешние стимулы можно примерно определить, в какой именно системе интеграции у него есть дисфункции. Для выявления сенсорных проблем могут быть использованы такие методики обследования как, наблюдения за поведением ребенка с РАС, анкета для родителей, протокол сенсорных провокаций (L. Miller et al, 2001), протокол обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста (Н. И. Озерецкий, М. О. Гуревич). Но самый доступный, простой и эффективный способ, это использование анкеты на основании опросника Э. Джин Айрес.
ВЫВОД
На сегодняшний день в современном мире расстройства аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой младшего школьного возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. И, к сожалению, по прогнозам ведущих исследователей количество таких детей будет неуклонно расти. Точной этиологии этого вида психического нарушения пока медицине неизвестно, однако выделяют несколько вероятных: биологические теории, в основном генетические концепции, нейрохимичсекие теории, экзогенные и эндогенные причины. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вне зависимости от происхождения нарушения психического развития при аутизме могут сильно различаться. У многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, однако расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое.