В России стремительно растет теневой бизнес. Число людей, получающих зарплату в конверте, превысило 20 млн человек.
Об этом на пресс-конференции заявил уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.
«Фискальная нагрузка остается высокой, тарифы продолжают расти в большинстве регионов, поэтому работа бизнеса становится неэффективной. Многие предприниматели уходят в тень и платят заработные платы в конвертах», - рассказал бизнес-омбудсмен.
Ранее Титов указывал, что оборот теневого сектора экономики в стране достигает 33,6 трлн руб., а это, по сути, треть ВВП государства, прогнозируемого по итогам текущего года.
Кстати, эти данные вполне коррелируют с расчетами Международного валютного фонда (МВФ), который утверждает, что «в тени» находится более 33% российской экономики.
«По оценкам РосФинМониторинга, только неучтённая для налогообложения заработная плата россиян, задействованных в “серой” или “теневой” экономике уже достигла уровня в 10 трлн руб. И эта цифра, возможно, даже больше. В таких условиях нет повода для оптимизма», - говорит руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.
Естественно, что подобная ситуация не может не беспокоить Минэкономразвития, которое стремится к «обелению» экономики.
Действительно, за последнее время сделано многое: не случайно Федеральная налоговая служба (ФНС) гордо рапортует о росте поступлений от налогов в консолидированный бюджет страны за период с 2013-го по 2017 год почти на 60%, хотя ставки за этот же период не менялись.
Как отмечает экономист по России и СНГ из инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Софья Донец, вывод бизнеса из тени хотя и является положительным процессом, но неизбежно сдерживает экономический рост.
«Период перехода на новые правила тормозит бизнес», - указывает эксперт.
С ней согласен и проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Любое “обеление” в ситуации при отсутствии высоких темпов роста ВВП, как в России, означает дополнительное изъятие средств в пользу государства».
Таким прессом для малого бизнеса мог стать и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который Минэкономразвития рассчитывал повысить в будущем году до уровня 4,9%.
И только депутаты нижней палаты парламента, приступив к обсуждению бюджета, внесли свои коррективы: согласно рекомендациям думского комитета по бюджету и налогам ставка вырастет лишь на уровень инфляции – то есть, на 3,8%, а, может быть, и меньше.
Да и первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов во вторник, 22 октября, заявил в эфире Первого канала, что налоговая нагрузка в России на малый бизнес до 2024 года не увеличится.
«Договорились, что в течение шести лет, до 2024 года никаких налоговых повышений не будет. Это однозначно и эта позиция будет выдерживаться», — сказал он.
Вот и господин Блинов обратил внимание на то, что в начале бюджетных прений в Госдуме предпринимались попытки найти взаимосвязи доходов россиян с «теневой экономикой», и дать оценку угрозам от нее всему обществу и бизнесу. По его мнению, существует слабая надежда, на то, что в Минфине понимают все риски введения новых налогов и их последствия для экономики страны.
«В данный момент мы “стоим на перепутье”, между периодом вызовов и стагнации и возможным окном новых перспектив для страны и её экономики. Можно, конечно, вводить новые налоги, и с каждым годом всё больше и больше “выстраивать” и самозанятых, и весь малый и средний бизнес. Однако перспективнее и эффективнее для экономики путь, который подразумевает создание благоприятных условий для развития бизнеса. Именно этот путь приведет экономику к росту, а в итоге - принесет больше денег в бюджет страны», - резюмировал Блинов.