Найти тему
Индустриальный турист

Русский стиль. Самые красивые постройки в этом стиле в Москве и Петербурге. Часть 1

Оглавление

Со времён Петра I русская культура подвергалась максимально сильному влиянию со стороны запада. Считалось, что России нужно дистанцироваться от установленных традиций и брать пример с бурно развивающейся Европы. И, в общем-то, такой подход положительно сказался на развитии нашей страны, но очевидно, что от своей уникальной культуры отказаться невозможно - рано или поздно люди захотят вспомнить свои истоки и восстановить национальную идентичность.

Именно поэтому во второй половине 19 века в России появилась мода на всё "русское". Не обошло стороной это веяние и архитектуру - за 200 лет доминирования западных стилей вроде барокко или классицизма люди соскучились по родному зодчеству! Именно поэтому в нашей стране и появился псевдорусский стиль (его также именуют просто русским), о котором я буду рассказывать вам в рамках этой статьи.

Русский стиль - что это и в чём его суть?

Если отвечать на поставленный вопрос коротко, то это стиль, представляющий собой возвращение в прошлое, к национальным истокам. Главным приёмом стиля можно назвать использование элементов и традиций древнерусского зодчества: и стилизация под постройки тех лет, и необычный декор зданий, напоминающий либо творения деревянного зодчества, выполненные в камне, либо нарочито яркие и выделяющиеся постройки.

В начале 20 века русский стиль пересёкся по времени с модерном, и, казалось бы, между этими стилями должна была завязаться своего рода "конкуренция": модерн представлял собой стиль западный, заимствованный, пропагандирующий движение вперёд, развитие архитектуры в новых направлениях, тогда как русский стиль был представителем родной, национальной тематики, и пропагандировал возвращение к своей истории. Но в действительности идеи модерна не были чужды русской архитектуре - напротив, модерн и древнерусское зодчество имели ряд точек соприкосновения (например, рациональность проектирования - что памятники модерна, что древнерусские палаты проектировались, в каком-то смысле, "изнутри наружу"). Таким образом, модерн смешался с русским стилем, подарив нам прекрасный неорусский стиль - вершину национальных исканий зодчих 20 века!

Ярославский вокзал -  яркий пример смешения модерна и русского стиля. Архитектор вокзала, Фёдор Шехтель, спроектировал его подобным образом не случайно: поезда с этого вокзала уходят в сторону "русского севера" - Ярославля, Архангельска. Так что и здание представляет собой "русский терем", декорированный в северном стиле (начиная от холодных оттенков цветов здания и заканчивая мозаиками на фасаде)
Ярославский вокзал - яркий пример смешения модерна и русского стиля. Архитектор вокзала, Фёдор Шехтель, спроектировал его подобным образом не случайно: поезда с этого вокзала уходят в сторону "русского севера" - Ярославля, Архангельска. Так что и здание представляет собой "русский терем", декорированный в северном стиле (начиная от холодных оттенков цветов здания и заканчивая мозаиками на фасаде)

Думаю, что простое описание архитектурного стиля не будет для вас особо интересным. Куда лучше, а главное - нагляднее, будет изучить его, рассмотрев самые яркие постройки этого стиля! Помимо внешнего вида зданий, я буду рассказывать и о связанных с ними интересных фактах: так что надеюсь, что статья придётся по вкусу не только любителям темы архитектуры!

Изначально я хотел сделать одну комплексную статью, но в процессе её подготовки я понял, что зданий в русском стиле, о которых я хочу вам поведать, очень много, так что я разбил свой рассказ на две публикации: в первой части я расскажу о домах, построенных в конце 19 века, в следующей же статье речь пойдет о представителях русского стиля начала 20 века. Также отмечу, что все фотографии в статье - моего авторства, и все они сделаны мною в течение 2020 года.

Исторический музей

Город: Москва
Дата постройки: 1875-1881
Архитекторы: В. Шервуд, Семёнов

Это здание в русском стиле известно практически каждому россиянину - оно формирует облик Красной Площади наравне с ГУМ-ом и собором Василия Блаженного.

-2

Не удивительно, что одно из первых зданий, возведённое в псевдорусском стиле, расположено на Красной площади, по соседству с Кремлём - разумеется, при его проектировании архитектор Шервуд вдохновлялся Воскресенскими воротами 1535 года и Никольской башней Кремля 1491 года, расположенными по обе стороны от музея.

Кстати, внешний вид здания архитектор объяснял следующим образом: посетитель музея должен заранее проникнуться "духом" древней Руси, увидев фасады здания, а уж потом заходить в сам музей и приниматься за изучение истории России.

Золотые двуглавые орлы на шатровых башнях - сложно представить себе что-то более "русское" в архитектуре
Золотые двуглавые орлы на шатровых башнях - сложно представить себе что-то более "русское" в архитектуре

Для того, чтобы придать зданию "русский облик", Шервуд использовал в своей постройке декоративные детали, характерные, по большей мере, для деревянного русского зодчества: наличники на окнах, резной декор. Кроме того, на фасаде присутствуют также и архитектурные детали, присущие старым православным церквям: многочисленные кокошники, луковичные закомары и шатры (причём последние явно отсылают нас к шатровому храму Василия Блаженного, расположенному прямо напротив Исторического музея).

Над главным входом вы можете видеть ещё одну деталь, характерную для архитектуры древнерусского зодчества - гирьку (белая перевёрнутая пирамидка, объединяющая две небольшие арки, которыми оформлен вход в здание)
Над главным входом вы можете видеть ещё одну деталь, характерную для архитектуры древнерусского зодчества - гирьку (белая перевёрнутая пирамидка, объединяющая две небольшие арки, которыми оформлен вход в здание)

Отмечу также, что здание исторического музея - это не совсем эклектичная постройка, и нельзя сказать, что Шервуд надел на её фасад украшение в качестве декорации. Напротив - в этом здании ощущается творческая работа зодчего, в которой он старался не просто стилизовать, но построить нечто новое, нечто оригинальное, но при этом соответствующее традиционной русской архитектуре. И, нужно признать, у него это получилось!

Особняк Лопатиной

Город: Москва
Дата постройки: 1876 год
Архитектор: Каминский

Конечно, строительство здания музея по государственному заказу - это интересно, но купеческий особняк - ещё интересней, ведь мощнейший импульс для развития неорусского стиля был дан купцами. Связано это с тем, что купеческое сословие зачастую было патриархальным и консервативным: многие купцы были старообрядцами и очень почитали древнерусские традиции, в том числе и в архитектуре!

-5

Особняк был построен по заказу Анны Васильевны Лопатиной, занимавшейся поставкой морепродуктов (в основном, устриц и мидий) в Москву! Для строительства дома был приглашён архитектор Александр Каминский - опытный зодчий, один из ведущих архитекторов Москвы своего времени и, кстати говоря, зять Павла Третьякова (создателя Третьяковской галереи).

Внешний облик особняка прекрасен: фасад покрыт сплошным орнаментом, напоминающим узоры старинного ковра, с вкраплениями красочных керамических вставок. Отдельного внимания заслуживают окна особняка, о которых я на наглядном примере рассказываю в "карусели" фотографий ниже:

Стоит отметить, что Каминский сделал особняк не только красивым, но и функциональным: одно здание служило предпринимательнице Лопатиной и как склад, и как рабочее место (некий офис того времени), и как жилые палаты. И этот факт очень важен для нас: не смотря на то, что фасады зданий в русском стиле выглядели исторично и, так скажем, консервативно, планировка домов была современной и неординарной!

Даже ограда особняка Лопатиной - отдельное произведение искусства!
Даже ограда особняка Лопатиной - отдельное произведение искусства!

Кстати, в советское время облик особняка всё-таки немного изменился - зданию был надстроен третий этаж. Конечно, стилистически эта надстройка вписалась практически идеально (тут стоит отдать должное архитектору Суханову - неуместной надстройкой он мог бы погубить весь облик здания), но без неё оно смотрелось лучше: в наши дни здание выглядит немного массивным, особенно учитывая ширину Большой Никитской улицы, на которой расположен особняк.

Тот самый надстроенный третий этаж. Правда вот центральное окно в первоначальном проекте присутствовало - судя по всему, Суханов надстраивал здание, ориентируясь именно по его внешнему виду
Тот самый надстроенный третий этаж. Правда вот центральное окно в первоначальном проекте присутствовало - судя по всему, Суханов надстраивал здание, ориентируясь именно по его внешнему виду

В наши дни это здание занимает посольство Бразилии, так что внутреннее убранство особняка для нас недоступно. Впрочем, по одному фасаду можно судить о том, что особняк Лопатиной является одним из самых красивых домов своего времени в Москве!

Дом Басина

Город: Санкт-Петербург
Дата постройки: 1878-1879 годы
Архитекторы: Басин, Никонов

И вот мы переносимся в Санкт-Петербург. В те времена этот город был куда более "европейским", чем Москва, а потому и псевдорусский стиль проник в него чуть позже (а настоящую популярность он приобрёл лишь на рубеже веков).

-9

Доходный дом Басина - одна из первых построек в русском стиле в Санкт-Петербурге, возведённая на собственные средства архитектора Николая Басина при содействии молодого и неопытного (на тот момент) зодчего Николая Никонова. Учитывая тот факт, что Никонов считается чуть ли не главным популяризатором русского стиля в Петербурге, то, скорее всего, проект фасада дома Басина принадлежит именно ему.

Если присмотреться к фасаду доходного дома Басина чуть повнимательнее, то можно изумиться разнообразию и красоте его узоров. Конечно, цвет здания может немного смутить вас (особенно учитывая окружение дома Басина - ансамбль зданий в стиле классицизм, с которыми рассматриваемый нами дом сильно контрастирует), но, так или иначе, прекрасной работой Никонова трудно не восхищаться - этакий кусочек старой России в самом центре "европейского" Петербурга!

-11

Здание ГУМа (Верхние торговые ряды)

Город: Москва
Дата постройки: 1893 год
Архитекторы: Померанцев, Щёкотов

Ну а из Петербурга мы снова переносимся в Москву, и снова на Красную площадь, которая, надо признать, является главным центром русского стиля, который представлен здесь со всех сторон площади! Нет ничего удивительного в том, что Верхние торговые ряды были спроектированы и построены архитекторами Померанцевым и Щёкотовым именно в русском стиле!

Уж прошу прощения за фотографии издалека, но Красная площадь каждое лето (третий год подряд) перекрыта из-за различных мероприятий, так что рассмотреть ГУМ в полной мере мне всё никак не удаётся
Уж прошу прощения за фотографии издалека, но Красная площадь каждое лето (третий год подряд) перекрыта из-за различных мероприятий, так что рассмотреть ГУМ в полной мере мне всё никак не удаётся

До 1893 года это место тоже не пустовало: здесь располагались торговые ряды, построенные архитектором Бове в стиле классицизм (а первые торговые постройки на этом месте были возведены ещё при Борисе Годунове). Но, стоит понимать, что постройку Бове снесли не только из-за идеологической подоплёки (всё-таки не то было время) - просто те торговые ряды устарели морально, они не соответствовали требованием времени. Однако обязательным условием для строительства нового здания стал исконно русский облик постройки - и это было отражено в конкурсе на строительство Верних рядов.

Главный вход в здание ГУМа
Главный вход в здание ГУМа

Помните, в своём рассказе про особняк Лопатиной я сделал акцент на том, что русский стиль хоть и выглядит консервативно внешне, но по своему "наполнению" он очень даже современен? Так вот ГУМ - ещё более яркий тому пример: он представляет собой не просто торговые ряды, но целый город (на подобии современных торговых центров), состоящий из 16 зданий, соединённых воедино! Таким образом, в своё время Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе!

Кроме того, нужно отметить и технические новшества здания: чего только стоит тот факт, что перекрытия ГУМа возводил знаменитый инженер Шухов - создатель первого в мире сетчатого металлического каркаса. Другими словами, более передового инженера в России на тот момент нельзя было найти - понятное дело, что и огромный металлический купол главного корпуса, покрытый стеклом, тоже стал новым словом в русской (а отчасти и в мировой) инженерии. Вот такое вот "консервативное" здание!

Кстати, в Советское время ГУМ хотели снести: существовал проект строительства огромного здания Наркомтяжпрома прямо напротив Кремля - выглядело бы это, честно говоря, нелепо (хотя к автору проекта, архитектору Ивану Фомину, я отношусь с большим уважением, однако эту его работу я считаю неудачной). Благо, строительство Наркомтяжпрома отменили в пользу возведения сталинской высотки в Зарядье (впрочем, этот проект тоже не увидел свет).

-15

Дом купца Игумнова

Город: Москва
Дата постройки: 1888-1895
Архитекторы: Николай и Иван Поздеевы, Бойцов

Дом Игумнова на Якиманке я с полной уверенностью могу назвать одним из самых красивых зданий в псевдорусском стиле в целом! Да что уж там говорить - это же самый настоящий сказочный русский терем!

-16

Здание строилось по заказу одного из самых богатых москвичей своего времени, купца, промышленника и владельца золотых приисков Николая Игумнова. Автором проекта особняка стал Николай Поздеев - выдающийся зодчий, занимавший должность главного архитектора Ярославля (судя по всему, именно это и стало причиной выбора Поздеева на роль проектировщика - Игумнов тоже вырос и добился успеха в Ярославле).

Колонны башни выполнены в форме "кубышки" - довольно распространённый элемент древнерусской архитектуры. И не удивляйтесь французским флагам в оформлении здания - с 1938 года дом Игумнова играет роль резиденции посла Франции в Москве
Колонны башни выполнены в форме "кубышки" - довольно распространённый элемент древнерусской архитектуры. И не удивляйтесь французским флагам в оформлении здания - с 1938 года дом Игумнова играет роль резиденции посла Франции в Москве

Кстати, с этим домом связана одна очень интересная и даже немного абсурдная история - непонятно, является ли она подлинной или это городская легенда. Впрочем, я всё равно вам её расскажу. В 1901 году Игумнов давал бал в своём московском особняке. И, дабы развеселить гостей и похвастаться перед ними своими богатствами, он разбросал по полу золотые монеты, после чего велел людям танцевать прямо так, на деньгах! Проблема заключалась в том, что на монетах того времени был изображён профиль действующего императора, Николая II. И, выходит, гости Игумнова на протяжении всего вечера топтали портрет царя!

На следующий же день кто-то из гостей (по всей видимости, ярый патриот) донёс об этом событии императору. Николай II был очень зол на Игумнова и велел сослать купца подальше из Москвы, в Абхазию, без права возвращения. Неизвестно - действительно ли этот случай стал причиной ссылки купца из Москвы, но вот сама ссылка - достоверный исторический факт! А особняк с тех пор и до самой революции пустовал.

Этот дом обошёлся заказчику в миллион рублей - невероятно большую для того времени сумму! Оно и не удивительно - Игумнов не жалел денег на строительство. Здание построено из первоклассных материалов: взять хотя бы те же кирпичи, заказанные Игумновым из Нидерландов!
Этот дом обошёлся заказчику в миллион рублей - невероятно большую для того времени сумму! Оно и не удивительно - Игумнов не жалел денег на строительство. Здание построено из первоклассных материалов: взять хотя бы те же кирпичи, заказанные Игумновым из Нидерландов!

Но вернёмся к самому зданию, а точнее - к его архитектуре. А её можно описать одной фразой - образец псевдорусского стиля! В этой постройке стилизация под палаты и терема 16-17 веков смешивается с помпезностью и роскошью декора, не столь характерной для того времени.

-19

Впрочем, я бы не сказал, что дом Игумнова выглядит вычурно: фасады оформлены богато, но со вкусом, а сама архитектура здания очень интересна - с помощью асимметрии фасада (приёма довольно "дерзкого" для тех времён) архитектор Позднеев создал очень любопытную игру форм. Из-за этого особняк приятно рассматривать и находить в нём всё новые и новые детали!

Особое внимание советую обратить на крышу здания: она выполнена в совсем разнообразных формах - от шатра до луковицы.

-20

В общем, усадьба Игумнова в очередной раз доказывает мой тезис - купеческое сословие коренным образом повлияло на развитие русского стиля в России. Кроме того, благодаря купцам в Москве появилось огромное количество выдающихся памятников архитектуры, одним из которых является и дом на Якиманке!

Дом офицеров

Город: Санкт-Петербург
Дата постройки: 1895-1898
Архитекторы: Иванов, фон Гоген, Гаугер

Здание Офицерского собрания армии и флота в "строго русском стиле" (цитата автора проекта, архитектора фон Гогена) было построено на пересечении Литейного проспекта и Кирочной улицы в 1898 году - да, как я уже сказал ранее, в Петербурге псевдорусский стиль стал популярным гораздо позже, чем в Москве.

Массивная угловая башня в виде шатра - главная отличительная черта дома офицеров
Массивная угловая башня в виде шатра - главная отличительная черта дома офицеров

Любопытно, что такое важное для русской армии здание было построено именно в русском стиле: Николай II лично принимал этот проект и следил за его строительством, а значит ему такой вот "национальный уклон" пришёлся по душе.

Не удивляйтесь советской символике на здании - во времена СССР в этом здании открыли "Дом красной армии". Впрочем, назначение постройки практически не изменилось
Не удивляйтесь советской символике на здании - во времена СССР в этом здании открыли "Дом красной армии". Впрочем, назначение постройки практически не изменилось

Касательно облика здания, то он буквально "пронизан" русским духом: на фасаде дома офицеров есть буквально все отличительные черты псевдорусского стиля. Оно и не удивительно - на его строительство была потрачена огромная сумма денег, так что архитекторы не поскупились на украшение как фасадов, так и интерьеров здания (впрочем, внутренне убранство за столько лет претерпело множественные изменения, а вот фасад остался почти нетронутым).

Доходный дом Никонова

Город: Санкт-Петербург
Дата постройки: 1899-1900
Архитектор: Никонов

Ну а завершить эту часть статьи я хочу доходным домом, построенным уже упомянутым мною ранее архитектором Никоновым в Санкт-Петербурге на рубеже столетий.

При первом же рассмотрении доходного дома в глаза сразу бросается эркер, завершающийся шатровой башенкой
При первом же рассмотрении доходного дома в глаза сразу бросается эркер, завершающийся шатровой башенкой

Это здание, в отличии от дома Басина, любят все без исключения: композиционно скромный дом (не слишком высокий и не сильно выбивающийся из окружающей его застройки), декорированный яркими изразцами в русском стиле.

-25

В народе это здание прозвали "пряником", и, как мне кажется, в этом нет ничего удивительного: по количеству декоративных деталей фасад дома Никонова вполне можно сравнить с каноничным тульским пряником!

Ну и нельзя не сказать пару слов о дворе доходного дома Никонова: он оформлен пускай и не так роскошно, как центральный фасад здания, но всё же и ему архитектор Никонов уделил особое внимание (а если вспомнить, как в Петербурге выглядит большая часть дворов-колодцев, то двор дома Никонова покажется вам райским местом). Ну а башня, которую вы можете видеть на фотографии ниже, и вовсе играет роль чёрной лестницы. Прекрасное решение талантливого архитектора!

Фотография двора Никонова на широкоугольный объектив
Фотография двора Никонова на широкоугольный объектив

Думаю, что на этом можно завершать первую часть моего рассказа. В следующий раз я поведаю вам о постройках, выполненных в неорусском стиле в период с 1900 по 1917 годы (после революции русский стиль вышел из обихода и в архитектурной практике того времени больше не появлялся).

Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить следующей части (с ней вы можете ознакомиться по этой ссылке) и пишите в комментариях - какие дома в неорусском стиле нравятся именно вам.

Спасибо за внимание!