Со времён Петра I русская культура подвергалась максимально сильному влиянию со стороны запада. Считалось, что России нужно дистанцироваться от установленных традиций и брать пример с бурно развивающейся Европы. И, в общем-то, такой подход положительно сказался на развитии нашей страны, но очевидно, что от своей уникальной культуры отказаться невозможно - рано или поздно люди захотят вспомнить свои истоки и восстановить национальную идентичность.
Именно поэтому во второй половине 19 века в России появилась мода на всё "русское". Не обошло стороной это веяние и архитектуру - за 200 лет доминирования западных стилей вроде барокко или классицизма люди соскучились по родному зодчеству! Именно поэтому в нашей стране и появился псевдорусский стиль (его также именуют просто русским), о котором я буду рассказывать вам в рамках этой статьи.
Русский стиль - что это и в чём его суть?
Если отвечать на поставленный вопрос коротко, то это стиль, представляющий собой возвращение в прошлое, к национальным истокам. Главным приёмом стиля можно назвать использование элементов и традиций древнерусского зодчества: и стилизация под постройки тех лет, и необычный декор зданий, напоминающий либо творения деревянного зодчества, выполненные в камне, либо нарочито яркие и выделяющиеся постройки.
В начале 20 века русский стиль пересёкся по времени с модерном, и, казалось бы, между этими стилями должна была завязаться своего рода "конкуренция": модерн представлял собой стиль западный, заимствованный, пропагандирующий движение вперёд, развитие архитектуры в новых направлениях, тогда как русский стиль был представителем родной, национальной тематики, и пропагандировал возвращение к своей истории. Но в действительности идеи модерна не были чужды русской архитектуре - напротив, модерн и древнерусское зодчество имели ряд точек соприкосновения (например, рациональность проектирования - что памятники модерна, что древнерусские палаты проектировались, в каком-то смысле, "изнутри наружу"). Таким образом, модерн смешался с русским стилем, подарив нам прекрасный неорусский стиль - вершину национальных исканий зодчих 20 века!
Думаю, что простое описание архитектурного стиля не будет для вас особо интересным. Куда лучше, а главное - нагляднее, будет изучить его, рассмотрев самые яркие постройки этого стиля! Помимо внешнего вида зданий, я буду рассказывать и о связанных с ними интересных фактах: так что надеюсь, что статья придётся по вкусу не только любителям темы архитектуры!
Изначально я хотел сделать одну комплексную статью, но в процессе её подготовки я понял, что зданий в русском стиле, о которых я хочу вам поведать, очень много, так что я разбил свой рассказ на две публикации: в первой части я расскажу о домах, построенных в конце 19 века, в следующей же статье речь пойдет о представителях русского стиля начала 20 века. Также отмечу, что все фотографии в статье - моего авторства, и все они сделаны мною в течение 2020 года.
Исторический музей
Город: Москва
Дата постройки: 1875-1881
Архитекторы: В. Шервуд, Семёнов
Это здание в русском стиле известно практически каждому россиянину - оно формирует облик Красной Площади наравне с ГУМ-ом и собором Василия Блаженного.
Не удивительно, что одно из первых зданий, возведённое в псевдорусском стиле, расположено на Красной площади, по соседству с Кремлём - разумеется, при его проектировании архитектор Шервуд вдохновлялся Воскресенскими воротами 1535 года и Никольской башней Кремля 1491 года, расположенными по обе стороны от музея.
Кстати, внешний вид здания архитектор объяснял следующим образом: посетитель музея должен заранее проникнуться "духом" древней Руси, увидев фасады здания, а уж потом заходить в сам музей и приниматься за изучение истории России.
Для того, чтобы придать зданию "русский облик", Шервуд использовал в своей постройке декоративные детали, характерные, по большей мере, для деревянного русского зодчества: наличники на окнах, резной декор. Кроме того, на фасаде присутствуют также и архитектурные детали, присущие старым православным церквям: многочисленные кокошники, луковичные закомары и шатры (причём последние явно отсылают нас к шатровому храму Василия Блаженного, расположенному прямо напротив Исторического музея).
Отмечу также, что здание исторического музея - это не совсем эклектичная постройка, и нельзя сказать, что Шервуд надел на её фасад украшение в качестве декорации. Напротив - в этом здании ощущается творческая работа зодчего, в которой он старался не просто стилизовать, но построить нечто новое, нечто оригинальное, но при этом соответствующее традиционной русской архитектуре. И, нужно признать, у него это получилось!
Особняк Лопатиной
Город: Москва
Дата постройки: 1876 год
Архитектор: Каминский
Конечно, строительство здания музея по государственному заказу - это интересно, но купеческий особняк - ещё интересней, ведь мощнейший импульс для развития неорусского стиля был дан купцами. Связано это с тем, что купеческое сословие зачастую было патриархальным и консервативным: многие купцы были старообрядцами и очень почитали древнерусские традиции, в том числе и в архитектуре!
Особняк был построен по заказу Анны Васильевны Лопатиной, занимавшейся поставкой морепродуктов (в основном, устриц и мидий) в Москву! Для строительства дома был приглашён архитектор Александр Каминский - опытный зодчий, один из ведущих архитекторов Москвы своего времени и, кстати говоря, зять Павла Третьякова (создателя Третьяковской галереи).
Внешний облик особняка прекрасен: фасад покрыт сплошным орнаментом, напоминающим узоры старинного ковра, с вкраплениями красочных керамических вставок. Отдельного внимания заслуживают окна особняка, о которых я на наглядном примере рассказываю в "карусели" фотографий ниже:
Стоит отметить, что Каминский сделал особняк не только красивым, но и функциональным: одно здание служило предпринимательнице Лопатиной и как склад, и как рабочее место (некий офис того времени), и как жилые палаты. И этот факт очень важен для нас: не смотря на то, что фасады зданий в русском стиле выглядели исторично и, так скажем, консервативно, планировка домов была современной и неординарной!
Кстати, в советское время облик особняка всё-таки немного изменился - зданию был надстроен третий этаж. Конечно, стилистически эта надстройка вписалась практически идеально (тут стоит отдать должное архитектору Суханову - неуместной надстройкой он мог бы погубить весь облик здания), но без неё оно смотрелось лучше: в наши дни здание выглядит немного массивным, особенно учитывая ширину Большой Никитской улицы, на которой расположен особняк.
В наши дни это здание занимает посольство Бразилии, так что внутреннее убранство особняка для нас недоступно. Впрочем, по одному фасаду можно судить о том, что особняк Лопатиной является одним из самых красивых домов своего времени в Москве!
Дом Басина
Город: Санкт-Петербург
Дата постройки: 1878-1879 годы
Архитекторы: Басин, Никонов
И вот мы переносимся в Санкт-Петербург. В те времена этот город был куда более "европейским", чем Москва, а потому и псевдорусский стиль проник в него чуть позже (а настоящую популярность он приобрёл лишь на рубеже веков).
Доходный дом Басина - одна из первых построек в русском стиле в Санкт-Петербурге, возведённая на собственные средства архитектора Николая Басина при содействии молодого и неопытного (на тот момент) зодчего Николая Никонова. Учитывая тот факт, что Никонов считается чуть ли не главным популяризатором русского стиля в Петербурге, то, скорее всего, проект фасада дома Басина принадлежит именно ему.
Если присмотреться к фасаду доходного дома Басина чуть повнимательнее, то можно изумиться разнообразию и красоте его узоров. Конечно, цвет здания может немного смутить вас (особенно учитывая окружение дома Басина - ансамбль зданий в стиле классицизм, с которыми рассматриваемый нами дом сильно контрастирует), но, так или иначе, прекрасной работой Никонова трудно не восхищаться - этакий кусочек старой России в самом центре "европейского" Петербурга!
Здание ГУМа (Верхние торговые ряды)
Город: Москва
Дата постройки: 1893 год
Архитекторы: Померанцев, Щёкотов
Ну а из Петербурга мы снова переносимся в Москву, и снова на Красную площадь, которая, надо признать, является главным центром русского стиля, который представлен здесь со всех сторон площади! Нет ничего удивительного в том, что Верхние торговые ряды были спроектированы и построены архитекторами Померанцевым и Щёкотовым именно в русском стиле!
До 1893 года это место тоже не пустовало: здесь располагались торговые ряды, построенные архитектором Бове в стиле классицизм (а первые торговые постройки на этом месте были возведены ещё при Борисе Годунове). Но, стоит понимать, что постройку Бове снесли не только из-за идеологической подоплёки (всё-таки не то было время) - просто те торговые ряды устарели морально, они не соответствовали требованием времени. Однако обязательным условием для строительства нового здания стал исконно русский облик постройки - и это было отражено в конкурсе на строительство Верних рядов.
Помните, в своём рассказе про особняк Лопатиной я сделал акцент на том, что русский стиль хоть и выглядит консервативно внешне, но по своему "наполнению" он очень даже современен? Так вот ГУМ - ещё более яркий тому пример: он представляет собой не просто торговые ряды, но целый город (на подобии современных торговых центров), состоящий из 16 зданий, соединённых воедино! Таким образом, в своё время Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе!
Кроме того, нужно отметить и технические новшества здания: чего только стоит тот факт, что перекрытия ГУМа возводил знаменитый инженер Шухов - создатель первого в мире сетчатого металлического каркаса. Другими словами, более передового инженера в России на тот момент нельзя было найти - понятное дело, что и огромный металлический купол главного корпуса, покрытый стеклом, тоже стал новым словом в русской (а отчасти и в мировой) инженерии. Вот такое вот "консервативное" здание!
Кстати, в Советское время ГУМ хотели снести: существовал проект строительства огромного здания Наркомтяжпрома прямо напротив Кремля - выглядело бы это, честно говоря, нелепо (хотя к автору проекта, архитектору Ивану Фомину, я отношусь с большим уважением, однако эту его работу я считаю неудачной). Благо, строительство Наркомтяжпрома отменили в пользу возведения сталинской высотки в Зарядье (впрочем, этот проект тоже не увидел свет).
Дом купца Игумнова
Город: Москва
Дата постройки: 1888-1895
Архитекторы: Николай и Иван Поздеевы, Бойцов
Дом Игумнова на Якиманке я с полной уверенностью могу назвать одним из самых красивых зданий в псевдорусском стиле в целом! Да что уж там говорить - это же самый настоящий сказочный русский терем!
Здание строилось по заказу одного из самых богатых москвичей своего времени, купца, промышленника и владельца золотых приисков Николая Игумнова. Автором проекта особняка стал Николай Поздеев - выдающийся зодчий, занимавший должность главного архитектора Ярославля (судя по всему, именно это и стало причиной выбора Поздеева на роль проектировщика - Игумнов тоже вырос и добился успеха в Ярославле).
Кстати, с этим домом связана одна очень интересная и даже немного абсурдная история - непонятно, является ли она подлинной или это городская легенда. Впрочем, я всё равно вам её расскажу. В 1901 году Игумнов давал бал в своём московском особняке. И, дабы развеселить гостей и похвастаться перед ними своими богатствами, он разбросал по полу золотые монеты, после чего велел людям танцевать прямо так, на деньгах! Проблема заключалась в том, что на монетах того времени был изображён профиль действующего императора, Николая II. И, выходит, гости Игумнова на протяжении всего вечера топтали портрет царя!
На следующий же день кто-то из гостей (по всей видимости, ярый патриот) донёс об этом событии императору. Николай II был очень зол на Игумнова и велел сослать купца подальше из Москвы, в Абхазию, без права возвращения. Неизвестно - действительно ли этот случай стал причиной ссылки купца из Москвы, но вот сама ссылка - достоверный исторический факт! А особняк с тех пор и до самой революции пустовал.
Но вернёмся к самому зданию, а точнее - к его архитектуре. А её можно описать одной фразой - образец псевдорусского стиля! В этой постройке стилизация под палаты и терема 16-17 веков смешивается с помпезностью и роскошью декора, не столь характерной для того времени.
Впрочем, я бы не сказал, что дом Игумнова выглядит вычурно: фасады оформлены богато, но со вкусом, а сама архитектура здания очень интересна - с помощью асимметрии фасада (приёма довольно "дерзкого" для тех времён) архитектор Позднеев создал очень любопытную игру форм. Из-за этого особняк приятно рассматривать и находить в нём всё новые и новые детали!
Особое внимание советую обратить на крышу здания: она выполнена в совсем разнообразных формах - от шатра до луковицы.
В общем, усадьба Игумнова в очередной раз доказывает мой тезис - купеческое сословие коренным образом повлияло на развитие русского стиля в России. Кроме того, благодаря купцам в Москве появилось огромное количество выдающихся памятников архитектуры, одним из которых является и дом на Якиманке!
Дом офицеров
Город: Санкт-Петербург
Дата постройки: 1895-1898
Архитекторы: Иванов, фон Гоген, Гаугер
Здание Офицерского собрания армии и флота в "строго русском стиле" (цитата автора проекта, архитектора фон Гогена) было построено на пересечении Литейного проспекта и Кирочной улицы в 1898 году - да, как я уже сказал ранее, в Петербурге псевдорусский стиль стал популярным гораздо позже, чем в Москве.
Любопытно, что такое важное для русской армии здание было построено именно в русском стиле: Николай II лично принимал этот проект и следил за его строительством, а значит ему такой вот "национальный уклон" пришёлся по душе.
Касательно облика здания, то он буквально "пронизан" русским духом: на фасаде дома офицеров есть буквально все отличительные черты псевдорусского стиля. Оно и не удивительно - на его строительство была потрачена огромная сумма денег, так что архитекторы не поскупились на украшение как фасадов, так и интерьеров здания (впрочем, внутренне убранство за столько лет претерпело множественные изменения, а вот фасад остался почти нетронутым).
Доходный дом Никонова
Город: Санкт-Петербург
Дата постройки: 1899-1900
Архитектор: Никонов
Ну а завершить эту часть статьи я хочу доходным домом, построенным уже упомянутым мною ранее архитектором Никоновым в Санкт-Петербурге на рубеже столетий.
Это здание, в отличии от дома Басина, любят все без исключения: композиционно скромный дом (не слишком высокий и не сильно выбивающийся из окружающей его застройки), декорированный яркими изразцами в русском стиле.
В народе это здание прозвали "пряником", и, как мне кажется, в этом нет ничего удивительного: по количеству декоративных деталей фасад дома Никонова вполне можно сравнить с каноничным тульским пряником!
Ну и нельзя не сказать пару слов о дворе доходного дома Никонова: он оформлен пускай и не так роскошно, как центральный фасад здания, но всё же и ему архитектор Никонов уделил особое внимание (а если вспомнить, как в Петербурге выглядит большая часть дворов-колодцев, то двор дома Никонова покажется вам райским местом). Ну а башня, которую вы можете видеть на фотографии ниже, и вовсе играет роль чёрной лестницы. Прекрасное решение талантливого архитектора!
Думаю, что на этом можно завершать первую часть моего рассказа. В следующий раз я поведаю вам о постройках, выполненных в неорусском стиле в период с 1900 по 1917 годы (после революции русский стиль вышел из обихода и в архитектурной практике того времени больше не появлялся).
Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить следующей части (с ней вы можете ознакомиться по этой ссылке) и пишите в комментариях - какие дома в неорусском стиле нравятся именно вам.
Спасибо за внимание!