Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Поздеев: творческий путь автора"сказочных теремов" - от Ярославля до Москвы

Оглавление

Почти все статьи на моём канале, посвящённые тематике творческого пути архитекторов, повествуют о зодчих Петербурга, реже - об архитекторах Москвы. Однако сегодня мне захотелось расширить географию своего повествования, и рассказать о зодчем, творившим сразу в нескольких городах России, но больше всего прославившемуся своими постройками в Ярославле - об архитекторе Николае Поздееве!

Первое творение Поздеева я повстречал в Москве в 2020 году - тогда дом купца Игумнова оказал на меня неизгладимое впечатление - я буквально влюбился в эту постройку! Но на тот момент фамилия автора этого здания мне совершенно ничего не говорила. Позднее я посетил Казань, а потом и Ярославль - и в каждом из этих городов я столкнулся с выдающимися памятниками архитектуры, построенными Николаем Поздеевым.

По возвращению из Ярославля - города, в котором Поздеев работал наиболее активно, я принял решение - я должен уделить Николаю Ивановичу отдельное внимание, пускай и, скорее всего, эта статья заинтересует далеко не всех (не так много на моём канале читателей, интересующихся архитектурой Ярославля). Однако для меня принципиально посвятить Николаю Поздееву полноценную публикацию - её вы и читаете в данный момент!

Но а начнём мы, по привычке, с биографии, и уже потом окунёмся в творческое наследие Поздеева!

Биография

Николай Иванович Поздеев родился 11 ноября 1855 года в небольшом селе Берёзовка в Калужской губернии. Начальное образование Николай получал на дому - родители сразу заметили у своего сына талант к живописи, и всячески старались развивать творческие начинания у своего ребёнка. Именно поэтому Николай Иванович в юном возрасте отправился в Москву, где поступил в училище живописи, ваяния и зодчества.

Николай Иванович закончил училище в 1879 году, после чего он решил продолжить своё обучение в лучшем на тот момент архитектурном институте страны - в Петербургской Академии Художеств, которую он окончил в 1883 году с большой золотой медалью. Стоит отметить, что таких успехов не смогли добиться многие выдающиеся архитекторы Петербурга - а вот Николай Поздеев смог!

Портрет Николая Поздеева. Фото взято из Википедии
Портрет Николая Поздеева. Фото взято из Википедии

Сразу после окончания обучения Поздеев перебрался в Ярославль - небольшой по тем временам городок, в котором он мог проявить себя в полной мере: чаще всего, в небольших губернских городах Российской империи выпускников Академии Художеств ждали с распростёртыми объятиями - и никакой опыт работы им был не нужен. Так что многие зодчие начинали свой путь именно с небольших, провинциальных городков - так же поступил и Николай Поздеев, поступив на должность городского архитектора Ярославля!

В Ярославле Николай Иванович по началу занимался реставрационной деятельностью: он восстанавливал и ремонтировал старинные храмы города, а также занимался реставрацией старинных построек в небольших городах Ярославской губернии - например, в Ростове Великом.

В основном, деятельность Николая Поздеева ограничивалась Ярославлем, однако один раз он всё же покинул город из-за частного заказа - по приглашению ярославского купца Игумнова Николай Иванович отправился в Москву - там он возвёл для Игумнова особняк, который больше походит на полноценный дворец в русском стиле (но об этом я подробнее расскажу далее, по ходу статьи).

Портрет Николая Поздеева. Фото взято с сайта yarwiki.ru
Портрет Николая Поздеева. Фото взято с сайта yarwiki.ru

К сожалению, жизнь Николая Поздеева прервалась очень рано: Николай Иванович умер в 1893 году после тяжелой и продолжительной болезни прожив всего лишь 37 лет - именно поэтому в его послужном списке так мало построек. Однако, каждая из них является настоящим памятником архитектуры - им и будет посвящена вторая половина данной статьи!

Александровский Пассаж

Дата постройки: 1880-1883
Адрес: Казань, Кремлёвская улица, д. 17

Первой работой Николая Поздеева, воплощенной в жизнь, стал проект Александровского пассажа в Казани. Во время обучения в Академии Художеств, Николай Иванович активно участвовал в конкурсах на строительство разного рода зданий, и в одном из таких конкурсов он занял первое место - это был конкурс на строительство городского пассажа в Казани.

В этом конкурсе Поздеев принимал участие совместно с Владимиром Сусловым: они вместе с Николаем Ивановичем учились сначала в Москве, а потом в Петербурге, и, будучи хорошими друзьями, решили создать совместный проект, который, внезапно, получил реальное воплощение!

-3

Правда контроль за возведением здания поручили более опытному зодчему Генриху Рушу: это и не удивительно, ведь ни Поздеев, ни Суслов не имели права возводить постройки по закону - на момент начала строительства они ещё не получили высшего образования! Этим и удивителен прецедент: по проекту Поздеева было возведено здание в городе, в котором он сам, скорее всего, никогда и не бывал, и в строительстве которого он не участвовал, однако фасады и планировки этого здания - работа Поздеева!

А вот Генрих Руш, живший на тот момент в Казани, воплощал идеи талантливых юных архитекторов в жизнь - такую работу ему можно было доверить благодаря его богатому практическому опыту, а также благодаря знанию местной специфики строительства.

-4

Но обратимся всё же к самому зданию пассажа, а точнее - к его архитектуре. Уже здесь Николай Поздеев ярко продемонстрировал свой талант: здание Александровского пассажа поражает зрителя своим декором, богатство и разнообразие которого могли бы посоревноваться со столичными постройками тех лет!

-5

Богатый декор и общая эклектичная композиция немного противоречат более позднему творчеству Поздеева - очевидно, что в дальнейшем Николай Иванович выработал свой собственный, уникальный почерк, которому он оставался верным до самой смерти, а вот в своей ранней работе в Казани он продемонстрировал свои ранние начинания, которые встречались у любого молодого архитектора - вот только не у каждого из них первые же проекты воплощались в жизнь!

-6

Особняк Дунаева

Дата постройки: 1886
Адрес: Ярославль, проспект Октября, д. 38

Но переместимся чуть дальше по хронологии. 1886 год, Николай Поздеев переехал в Ярославль и занял должность городского архитектора. И один из первых проектов, которые Николай Иванович воплотил в жизнь в Ярославле, стал особняк Дунаева, возведённый по заказу местного фабриканта, пожелавшего иметь дом в непосредственной близости от своего производства: существует легенда, что местные жители жаловались на плохие запахи, исходящие от фабрики Дунаева, и, дабы доказать, что всё это - выдумки недоброжелателей, Дунаев велел построить особняк прямо у фабрики. Очень интересный и демократичный ход для одного из богатейших промышленников Ярославля тех лет!

-7

В этом здании можно проследить ещё не до конца ушедшие из творчества Николая Поздеева эклектичные детали: особняк Дунаева своим внешним видом напоминает этакую миниатюру петербургского дворца, или же, правильнее будет сказать - провинциальную реплику столичной постройки!

На этом нам указывает богатый декор, которым Поздеев буквально усеивает фасад небольшого двухэтажного здания. Да, украшения на фасаде у особняка Дунаевского столичные, однако масштабы постройки выдают её реальное местонахождение - небольшой губернский город Ярославль.

-8

Но не будем принижать достоинств особняка на проспекте Октября: он обладает прекрасным декором в барочном стиле - в этом плане особняк Дунаева может дать фору любой другой постройке Ярославля!

-9

Ну а главной отличительной чертой здания являются скульптуры, поддерживающие балкон в центральной части здания - благодаря этой композиции, особняк Дунаевского в народе получил прозвище "дома с атлантами". И если для Петербурга такое прозвище могло показаться немного обыденным, то для Ярославля оно уникально - не так много в этом старинном городе домов с атлантами, да тем более с такими - при ближайшем рассмотрении становится понятно, что их едва ли можно отличить от скульптур, поддерживающих своды дворцов Петербурга! Вот что значит работа архитектора, закончившего Петербургскую Академию Художеств с золотой медалью!

Но есть и грустный момент в этой истории - это современное состояние "дома с атлантами". К сожалению, в Ярославле забота об историческом наследии почти всегда ограничивается его центральными улицами, тогда как за их пределами мы можем наблюдать самую настоящую разруху. Вот так и особняк Дунаевского, находящийся в некотором отдалении от туристического центра, находится сейчас в очень плачевном состоянии: потрёпанные фасады с обваливающейся лепниной, грустные атланты, держащие на себе балкон, пол которого заменён с камня на профнастил просто для того, чтобы он не обвалился на головы входящим в здание людям!

-11

Остаётся надеяться, что это творение Николая Поздеева (между прочим, его первая самостоятельная работа) восстановят, и его фасадам вернут прежнюю роскошь. Благо, остальные постройки Поздеева в наши дни находятся в хорошем состоянии - о них и поговорим далее!

Часовня Александра Невского

Дата постройки: 1889-1892
Адрес: Ярославль, улица Андропова, д. 8

Чуть позднее, в 1892 году Николай Поздеев возвёл одно из самых красивых зданий Ярославля - часовню Александра Невского. Этот небольшой храм в русском стиле получился настолько элегантным, настолько идеальным с точки зрения пропорций, и при этом настолько красивым, что по сей день часовня Александра Невского изображается на сувенирах почти так же часто, как другие основные символы Ярославля - храм Илии Пророка или памятник Ярославу Мудрому!

Ну и с точки зрения изучения творчества Поздеева часовня Александра Невского тоже имеет очень важное значение: она играет роль этакого поворотного этапа, после которого Николай Иванович прославился в качестве мастера русского стиля и принялся возводить постройки исключительно в этом стиле!

-12

Столь выразительный облик часовни получился у Поздеева за счёт очень грамотного использования черт русского стиля: Николай Васильевич не пародирует древнерусский храм, он возводит новое здание с уникальным обликом, не похожее ни на какие другие храмы города, но при этом декорирует здание всеми отличительными чертами ярославского зодчества: начиная с исконно русских элементов вроде кокошников и гирек, и заканчивая уникальными ярославскими "фишками" вроде ярославских изразцов!

-13

Кстати, композиционно храм тоже выстроен по канонам старинной архитектуры: фактически, он представляет собой шатровую церковь, построенную "восьмериком на четверике" (на квадратном, четырёхугольном основании, располагается восьмигранный объём - в данном случае, центральный шатёр). Но при этом здание выглядит лёгким и стройным, и этот эффект не перебивает даже обилие декора на фасаде - стоит признать, что в этом здании Поздеев идеально справился с композицией часовни!

-14

Ну а особенно мне нравится входная группа, представляющая собой небольшую шатровую башенку, которую удерживают на себе четыре колонны-кубышки, основание которых обильно украшено яркими изразцами - есть в этой композиции что-то сказочное, напоминающее древнерусский терем со старинных иллюстраций!

-15

Тем удивительнее для меня тот факт, что в советское время это прекрасное крыльцо, которое само по себе можно рассматривать в качестве отдельного памятника архитектуры и искусства, был просто напросто разобран, а в самом здании храма был устроен магазин. Удивительно, как за такой короткий срок люди могли начисто лишиться чувства прекрасного!

-16

Благо позднее храм всё же был восстановлен, и в наши дни это прекрасное творение Поздеева радует нас своим торжественным видом!

Церковь Сретения

Дата постройки: 1891-1895
Адрес: Ярославль, Депутатская улица, д. 4

Последней крупной постройкой Поздеева в Ярославля стала церковь Сретения - большой и выразительный храм, колокольня которого возвышается над окружающими постройками так, что её видно практически из любой точки исторического центра!

Однако есть у этой работы Поздеева и серьёзный минус - он расположил свой храм в узком переулке, так что полноценно рассмотреть его практически невозможно. Впрочем, мы всё же попытаемся изучить его!

-17

Для начала замечу, что церковь существовала на этом месте с 1636 года: сначала это был деревянный храм, позднее (в 1685 году) его перестроили в камне. Однако эту церковь несколько раз перестраивали, и итоговый внешний вид ей подарил Николай Поздеев - в 1891 году, по заказу всё того же Ивана Дунаева (владельца особняка на проспекте Октября), Николай Иванович возвёл крупный храм, колокольня которого стала самой высокой постройкой в центральной части Ярославля!

-18

В этом проекте Поздеев снова обращается к своему излюбленному русскому стилю: правда этот храм уже меньше походит на сказочный терем, он выглядит более строго и масштабно, но в его внешнем виде всё равно читается уже сформировавшийся к тому времени "почек" Поздеева!

-19

Дом купца Игумнова

Дата постройки: 1888-1895 год
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка, д. 43

Самой известной и самой выдающейся работой Николая Поздеева, как ни странно, стала постройка в Москве - последняя работа Николая Поздеева. Любопытно, что в Москву ярославский архитектор попал "по знакомству": именно здесь, на Большой Якиманке, купил себе во владение участок крупный купец и промышленник Николай Игумнов. Будучи совладельцем Ярославской Большой мануфактуры, Игумнов проводил много времени в Ярославле, где и познакомился с местным губернским архитектором Николаем Поздеевым. А потому и строительство собственного особняка он поручил ему - человеку проверенному, можно сказать, земляку!

-20

Ну а Поздеев, в свою очередь, явно не подвёл заказчика, возведя в Москве настоящий русский терем, превосходящий по своей роскоши практически любое другое московское здание того времени! Причём по своей стилистике дом Игумнова очень похож на возведённую примерно в то же время часовню Александра Невского: но если часовня возводилась на пожертвования горожан, и потому Поздеев сделал её относительно скромной, то личный дом Игумнова он превратил в настоящий сказочный терем - благо, средства одного из богатейших купцов тех лет это позволяли!

Дом купца Игумнова буквально изобилует всеми отличительными чертами исконно русской архитектуры: кубышки и гирьки украшают башню с шатровым завершением, пояса из изразцов разделяют этажи здания (кстати эта деталь, пожалуй - самая ярославская из всего декора здания), декоративные кокошники играют роль сандриков (завершение оконного проёма) у окон второго этажа здания. В общем, по дому Игумнова можно изучать русский стиль - в этом плане здание на Якиманке образцовое!

-22

И не зря москвичи часто сравнивают дом Игумнова со сказочным теремом: действительно, Николай Поздеев любил придавать своим постройкам сказочное настроение! Многие архитекторы того времени возводили свои постройки в псевдорусском стиле, копируя определённые черты старинной архитектуры, однако Поздеев, на мой взгляд, пошёл в этом деле дальше - он не просто копировал, он создавал новые, неповторимые образы, которые невольно ассоциируются у зрителей со сказкой!

-23

И ведь нужно иметь большой талант, чтобы изобразить сказку в реальной мире, и при этом сделать это не пошло и нарочито, а искусно - так, чтобы твоё творение ценили и спустя сто лет после постройки. Вот это и была отличительная черта Николая Поздеева. Очень жаль, что он прожил столь короткую жизнь - сколько ещё интересного он мог бы возвести на улицах Москвы и Ярославля! Но об этом остаётся лишь мечтать...

Ну а на этой грустной ноте я заканчиваю свой рассказ о выдающемся ярославском архитекторе, подарившем нам столько интересных памятников архитектуры в русском стиле!

Спасибо за внимание и до новых встреч!