Большое количество исследований посвящено изучению влияния нефти на рынки стран Персидского залива. Эта связь очевидна, хотя и ослабевает.
Мало что известно о влиянии других сырьевых товаров, возможно, потому, что интуитивно считается, что они не оказывают существенного влияния на эти рынки. Однако нахождение независимости, или отсутствие связи, имеет много последствий для портфельного строительства.
Теоретически, если товарные рынки отреагируют на те же потрясения, что и нефть, которая сама по себе является товаром, то можно ожидать положительного отношения. Негативная связь возможна, если сырьевые товары являются версификаторами, или хеджированием, или даже безопасным убежищем для фондовых рынков стран Персидского залива.
Целью для мирового бизнес-сообщества является эмпирическое определение связи между фондовыми рынками стран Персидского залива и товарными индексами. Результаты исследований показывают, что товарные индексы по сути являются мощными диверсификаторами и надежными убежищами для фондовых рынков стран Персидского залива.
Можно повысить эффективность портфеля акций на рынках GCC, включив в него товарные индексы.
С другой стороны, компромисс между риском и доходностью выгоден инвесторам GCC. На самом деле, возможность, предоставляемая включением товаров, вызывает недоумение: откуда такая неиспользованная возможность. Почему фондовые рынки GCC не конденсировали, не поглотили и не оценили эту возможность.
Шесть стран Совета сотрудничества стран Залива (ССЗ)
Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия - к настоящему времени превратились в центр одной из наиболее развитых стран Ближневосточного региона и Ближнего Востока. Их деятельность носит международный характер, главным образом благодаря торговле нефтью, которая генерирует значительный объем средств, требующих инвестиций.
Поэтому страны ССЗ проявляют большой интерес к разработке оптимальной стратегии для своего инвестиционного портфеля. Портфельные соображения отличаются от экономических. В этой связи, если товарные индексы, как и ожидалось, не влияют на фондовые рынки стран Персидского залива, то они не играют никакой экономической роли.
Однако на сегодняшний день известно и ясно, что диверсификация рисков выгодна портфелю из двух независимых активов, что делает сырьевые товары похожими на страхование от неблагоприятных рыночных колебаний и потрясений.
Тем не менее, страны ССАГПЗ прилагают значительные усилия для диверсификации своей экономики, особенно в секторе услуг, расширяя и инвестируя в финансовый сектор, гостеприимство, здравоохранение, культурные праздники, спортивные мероприятия, университетские учебные заведения, морскую и морскую деятельность, ювелирные изделия, моду, недвижимость и туризм.
На протяжении многих лет проводились различные исследования взаимосвязи между ценами на нефть и фондовыми рынками стран Персидского залива.
Обычно обнаруживается нелинейная прямая связь между ценами на нефть и фондовыми индексами GCC. Тем не менее, движение фондовых рынков GCC напрямую не связано с движением цен на нефть, заключив, что тремя косвенными факторами, влияющими на фондовые индексы GCC, являются рыночные настроения, международные, региональные и внутренние новости и другие факторы, такие как политические факторы. Параллельно с этим исследованием проверили на наличие эффекта безопасных гаваней от международных сырьевых товаров на цены акций на нескольких рынках.
Результаты исследования показали, что эффект "безопасного убежища" присутствовал в большинстве регионов/стран после финансового кризиса 2008 г. Имея в виду активы, связанные или отрицательно коррелирующие с другими активами или портфелем во время экономических потрясений или рыночных кризисов.
Проведенные в последние несколько десятилетий исследования не показали, что другие сырьевые товары могут также влиять, как в экономическом, так и в финансовом плане, на страны ССЗ, такие как сельскохозяйственные, драгоценные и промышленные металлы.
Кроме того, страны ССЗ обладают развитыми финансовыми системами и фондовыми рынками.
Это необходимо для привлечения иностранных инвестиций не только в энергетический сектор, но и в другие жизненно важные отрасли. Нефть, возможно, была основным фактором, влияющим на экономику стран ССЗ, но это не единственный, особенно за последние три года, когда нефть значительно упала и потеряла около 70% своей стоимости всего за 7 месяцев.
Нефть не так важна, как раньше для стран ССЗ, для получения надежных денежных потоков. Возникает вопрос, оказывают ли международные цены на сырьевые товары какое-либо статистически значимое влияние на фондовые индексы GCC, контролирующие процентные ставки, а также международные и региональные фондовые рынки.
Вызывают озабоченность две основные темы:
- Выступают ли цены на сырьевые товары в качестве слабо диверсифицирующего фактора, инструмента хеджирования или «безопасного убежища» для этих фондовых рынков.
- Симметрично и линейно ли влияние товарных индексов в случае резких позитивных или негативных изменений этих индексов.
Концепция слабого хеджирования, имеет положительную, но несовершенную корреляцию с ключевой переменной величиной. Хеджирование считается сильным диверсификатором, если его соотношение с ключевой переменной равно нулю или отрицательно. Это следует из стандартного управления портфелем в стандартных учебниках по корпоративным финансам.
Как и ожидалось, результаты подтверждают утверждение о том, что товарные индексы действительно выступают в качестве инструмента хеджирования и «безопасного убежища» на фондовых рынках стран ССАГПЗ.