Приветствую вас, в прошлой статье мы говорили о структуре МВД, однако сегодня мы затронем федеральную службу безопасности Российской Федерации, узнаем основы на которых она стоит, ее полномочия и структуру.
Приступим.
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.
Такая же территориально-предметная структура, как и у прокуратуры:
1. Территориальный критерий:
1) Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ ;
2. Предметный критерий:
1) Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в органах управления;
2) Управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;
Принципы деятельности:
1. Законность (прежде всего процедурная);
2. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3. Гуманизм;
4. Единство системы органов ФСБ, а также централизация управления ими;
5. Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности (Расширение конспирации – специальный режим документации, запрет распространения персональных данных сотрудников, работников; регламентацию не разглашают даже перед судами и другими правоохранительными органами);
Направления деятельности:
1. Борьба с терроризмом;
2. Борьба с преступностью;
3. Разведывательная деятельность;
4. Пограничная деятельность;
5. Обеспечение информационной безопасности;
Контрразведывательная деятельность:
Контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями , а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основания для проведения контрразведывательных мероприятий должны быть ясными, понятными и четкими, их перечень является исчерпывающим (сами основания не пишу, так как их, вроде, не надо знать).
В процессе контрразведывательной деятельность могут проводится гласные и негласные мероприятия. В рамках негласных мероприятий могут быть затронуты основные конституционные права. Поэтому необходимо осуществлять определенный контроль, который возлагается на суд:
· При необходимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, необходимо возбудить перед судом соответствующее ходатайство. Это может делать только руководитель органа контрразведки или его заместитель. В постановлении о возбуждении ходатайства необходимо изложить мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также подтверждается обоснованность ходатайства;
· Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление либо о допустимости проведения таких контрразведывательных мероприятий, либо об отказе в проведении таких мероприятий;
· Срок вынесенного постановления не может превышать 180 суток, если судьей не было приято иное решение. При необходимости можно продлить срок на основании вновь представленных материалов;
· Отказ судьи в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права, орган контрразведки, ходатайствующий об их применении, может обжаловать в вышестоящий суд;
Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.
Что делать в неотложных случаях (например, во время теракта)?
Борьба с терроризмом :
В неотложных случаях, когда имеется угроза непосредственная, то можно проводить контрразведывательные мероприятия без получения судебной санкции, надо поставить суд в известность в течение 24 часов, а ещё через 24 часа необходимо получить санкцию суда. Если разрешение не дал, то скачанная информация удаляется и не может выступать в качестве доказательства.
В самом законе же сказано, что сотрудники органа по борьбе с терроризмом при угрозе террористического акта или поимке лица, подозреваемого в причастности к террористическому акты, могут беспрепятственно входить в жилое помещение, приостанавливать оказание услуг связи, ограничивать использование сетей связи и средств связи. В течение 24 часов после этого орган по борьбе с терроризмом обязан уведомить об этом прокурора.
Борьба с преступностью:
Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.
Обязанности и права ФСБ (их очень много, из них нам нужно знать только эти):
· Выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов ФСБ, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
· Выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и/или рассмотрение дел, о которых отнесены КоАП к ведению органов ФСБ;
В 2015 г введены нормы о возможности применения оружия, т.е. расширение силовых полномочий, однако они строго регламентированы определенной процедурой (необязательно знать).
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность сотрудника ФСБ:
· Гражданство РФ:
· Способность выполнять возложенные на него обязанности, для которой необходимо наличие определенных личных, профессиональных, психологических качеств, достижение определенного возраста, наличие соответствующего образования, состояния здоровья.
Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются руководителем федерального органа власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами;
Требования, препятствующие назначению:
1. Наличие гражданства иностранного государства;
2. Наличие судимости, в том числе снятой или погашенной, если в их отношении прекращено уголовное судопроизводство за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
3. Членство в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели, или участие в их деятельности и некоторые другие;
Негласность проявляется в наличии внештатных сотрудников:
Органы ФСБ могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей на гласной и негласной основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Такие лица имеют право получать вознаграждение, т.е. они имеют чисто материальную заинтересованность, они также должны заключать контракт о конфиденциальном сотрудничестве с органами ФСБ.
Однако запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.