4 года назад друг в группе в fb для юристов я увидела пост:
«Коллеги, нужен перевод счета-фактуры, поступившего от иностранного исполнителя, оказавшего услуги? »
Спрашиваю: «Зачем может быть нужен перевод счета-фактуры?»
Ответ: «Потому что бухгалтеры любят переведенные счета-фактуры…»
«Хорошо, переформулирую вопрос. Зачем вообще нужен счет-фактура?»
«Потому что бухгалтеры любят счет-фактуры…».
Из группы меня исключили, а юрист, возможно, так и не узнал, что НДС по тому документу нельзя принять к вычету (см. письмо Минфина РФ от 18.03.2019 г. N 03-03-06/1/17684) и что договор с иностранным контрагентом надо оценивать целиком, а не только смотреть на приложенную к нему бумажку.
Описанная ситуация - иллюстрация того, что в компании бывают проблемы, связанные построением системы оценки налоговых рисков договоров, проектов, принимаемых решений, их налоговых последствий. Ибо нет никакого смысла в оценке рисков, которая строится на предположениях о том, что любит бухгалтер. И если в одном случае последствия отсутствия адекватной оценки рисков могут быть несущественными, то в другом - весьма плачевными для бизнеса.
Причины проблем могут быть следующими:
1. Налоговые риски, согласно установленному в организации порядку, оценивает только (или в том числе) юрист, не обладающий соответствующей квалификацией. Понятно, что юрист может, но не должен знать налоговое право. И он может быть великолепным специалистом в других отраслях права, знание которых не менее важно для организации. Но зачем тогда его поставили оценивать налоговые риски? Если он не обладает соответствующими знаниями – он должен подтверждать своей визой отсутствие гражданско-правовых, административных рисков, если обладает – тогда он может подтвердить, что договор с налоговой точки зрения безопасен.
2. Налоговые риски никто не оценивает. Есть должностные лица, которые ставят визы на договорах, но что именно они подтвердили своей визой: отсутствие гражданско-правовых рисков, налоговых рисков или то, что было правильно прописано условие о налогообложении НДС – не понятно.
3. Юристы и бухгалтерия не взаимодействуют друг с другом (в описанном в начале статьи случае, например, лучше было позвонить в бухгалтерию и спросить, какие документы ей нужны и в каком виде).
Могут быть и иные причины.
До открытия собственного дела я работала в западной компании, в которой система оценки рисков и взаимодействия между отделами была продуманной (если читателям это будет интересно, может быть позже я напишу об этом более подробно), да и собраться вместе с заинтересованными лицами (юристами, начальником отдела кадров, главбухом и пр.), чтобы обсудить риски (не только налоговые, но и иные), варианты решений, если речь шла о дорогостоящем проекте или контракте – было нормальной практикой.
Ибо эффективность системы оценки рисков в организации зависит как от того, насколько она продумана, так и от желания конкретных людей взаимодействовать друг с другом при решении конкретной задачи.
P.S. И еще…мой знакомый, прочтя статью до размещения ее на ДЗЕНе, очень просил дописать, что он как бухгалтер не испытывает никаких трепетных чувств к переведенным счетам-фактурам😊.