Банковский бизнес развивается в жестких условиях. Чтобы преуспеть, учреждения используют разные методы. Победителями становятся те, кто пытается диверсифицировать деятельность, разрабатывая уникальные продукты.
Понятия
В экономической литературе термин «банковский продукт» стал использоваться после перехода экономики к рыночной системе. Под ним подразумевают операцию, совершенную финансовым учреждением, направленную на улучшение условий функционирования. Есть и другая трактовка: банковская услуга – это результат деятельности, который выступает в виде товара и попадает на рынок для продажи.
Виды.
В зависимости от клиентоориентированности выделяют услуги для:
- Физических лиц.
- Индивидуальных предпринимателей.
- Юридических лиц.
В зависимости от способа предоставления применяют:
- внутрибанковский сервис.
- удаленное обслуживание.
- выездные банковские услуги.
По времени предоставления услуги могут быть:
- Долгосрочными.
- Постоянными.
- Кратковременными.
- Моментальными.
В связи с количеством участников рынка банковских услуг выделяют:
- индивидуальное ведение договоров;
- коллективный бизнес.
Услуги в офисе банка: список, описание.
При визите в офис компании клиент может воспользоваться не только снятием наличных с книжки.
К основным банковским услугам внутри филиала относятся:
- Открытие и закрытие договоров, включая срочные вклады и депозиты.
- Открытые, обслуживание и закрытие счетов банковских карт. Это кредитные и дебетовые пластиковые продукты, включая дополнительные карточки и валютные счета.
- Оформление кредитных продуктов.
- Страхование. Банки активно предлагают приобрести защиту жизни и здоровья заемщиков, имущества, банковских карт, членов семьи и другие страховые продукты на определенный срок.
- Валютные операции.
- Оплата услуг. Коммунальные счета и взносы на счет физических или юридических лиц.
- Денежные переводы. Международные и внутрибанковские.
Услуги за пределами офиса.
Вне филиала клиенты банка также могут получить качественное и быстрое обслуживание.
Сервис представляет собой систему мобильных банковских услуг, что включает:
- Терминалы и банкоматы.
- Онлайн-банкинг.
- Версию приложения для смартфонов.
- Онлайн-услуги.
Обслуживание в терминалах и банкоматах.
Более 2/3 операций с картами клиенты проводят в сети терминалов города. Сюда включаются не только АТМ на территории офиса, но и банкоматы в специально оборудованных зонах 24/7, внутри торговых центров и муниципальных организаций.
В этих устройствах клиенты могут не только снять наличные, но и осуществить оплату услуг банковской картой, получить выписку или перевести средства.
Интернет-банкинг.
С 2016 года все крупные банки страны внедрили систему онлайн-банкинга, которая позволяет пользователям совершать 4/5 операций без посещения офисов. Спустя полгода услуги нашли своего клиента: сейчас пользователями интернет-банков являются более 3/4 всех посетителей кредитных учреждений.
Преимущество интернет-обслуживания очевидно:
- Быстрый перевод средств.
- Сниженная комиссия - от 0% до 3%. В банке за ту же операцию клиент вынужден внести на 1-5% больше.
- Безопасность. Подтверждение операций осуществляется с помощью кодов - одноразовых паролей, присланных по СМС только владельцу карточки.
- Комфорт. Клиент сам контролирует выполнение и проверку операции, имея возможность отменить платеж до его отправки адресату и создать шаблон для сокращения времени на выполнение следующей операции.
Мобильные приложения банков.
Мобильные банковские услуги созданы для упрощения экономических связей между пользователями. С помощью "Мобильного банка" от крупнейшего кредитора страны ежедневно более 10 млн россиян переводят средства своим родственникам и друзьям, а "Альфа-Чек" позволяет совершать платеж физическому лицу, используя минимум операций.
Недостатком услуги является обязательная оплата. Примеры комиссии в популярных банках:
- 30 или 60 рублей - в Сбербанке (за исключением сервиса на кредитных и привилегированных картах).
- 79 рублей - в "Альфа-Банке", кроме тарифов "Оптимум", "Комфорт", "Максимум" и "Максимум+".
- 79 рублей - информирование о расходных операциях у "Тинькофф".
Прочие услуги банков
В крупных банках банковские услуги не ограничиваются онлайн-предложениями (за исключением "Тинькофф", который не имеет отделений).
Наибольшей популярностью у клиентов пользуются:
- Инкассация.
- Кассовые операции.
- Переводы.
- Оформление займов.
- Открытие вкладов.
- Оформление банковских карт.
Инкассация: понятие, особенности
Безопасный перевоз, хранение и доставку наличных денег и прочих ценностей называют инкассацией. Она является надежным способом аккумулирования и обмена денежными средствами.
Предоставлением услуги занимается внутрибанковская служба или коммерческая организация.
Инкассаторы снабжены средствами защиты (оружие, бронежилет, специальная форма), передвигаются на бронированном автомобиле по четкому графику. Их целью является получение и передача средств от финансовых организаций и их безопасная транспортировка в хранилище банка.
Кассовые операции
Ни один банк нельзя представить без операций с наличными деньгами. В офисах клиенты могут произвести размен, замену, проверку подлинности денег, купить или продать валюту и монеты/слитки из драгметаллов.
Услуги осуществляются в кассе банка. Для некоторых операций, например, покупки драгоценных монет, подтверждение личности не требуется. Большинство операций с обменом иностранной валюты производится при предъявлении паспорта.
Оформление банковских карточек.
Открытие счетов пластиковых карт - одна из наиболее востребованных услуг в банке. С 2015 года счета используются не только в качестве зарплатных проектов.
С 2017 года банки предлагают пользователям открывать кредитки через интернет. Курьер доставит банковскую карточку на выбранный клиентом адрес в течение 14 дней. Дебетовые карты клиенты смогут забрать в любом удобном офисе компании.
Если вкладчик не хочет ждать 2 недели (среднее время оформления счета карты), он может получить моментальную карточку - неименной банковский продукт.
Вывод
Сегодня банки предоставляют своим клиентам большое количество разных услуг - от классических до посреднических операций с индивидуальным подходом. Но чтобы преуспеть на рынке, нужно не только предлагать уникальные продукты, но и быстро обрабатывать информацию. Для этого используются автоматизированные и интеллектуальные системы. Первые позволяют осуществлять операции, не выходя из дома, а вторые собирают сведения о клиенте из всех возможных баз данных, обрабатывают их и предлагают оптимальные банковские продукты на выбор.