Противоречий в искусствоведении так много, что это буквально заставляет нас взывать к широкой общественности. Мы как художники никогда не обращали внимания на то к какой условной категории относят те или иные работы, но отойдя от дел в пользу дизайна, нас неизменно тянуло к высокому искусству. И мы выяснили много парадоксального. Петров-Водкин, которого мы любили можно сказать с детства, оказался авангардистом. Кустодиев – реалистом, а уважаемый Глазунов – романтистом. Да тут перевернуто решительно все. Работы Кустодиева – это скорее модерн, как и картины Петрова-Водкина, а Глазунов – очевидно символист. Жилинского относят к суровому стилю, хотя это скорее модерн. И такое ведь сплошь и рядом.
Как дизайнеров, помимо катологизированности по сюжетам, нас интересует и технология создания. Ведь дизайн – это художественное конструирование. Вот этой конструктивной, систематизирующей составляющей и не хватает на наш взгляд. Говоря о стилях, подразумевают почему-то только поднимаемые темы, воззрения художников и почти забывают о технике исполнения, профессиональных приемах. Так вот мы бы выдели из существующих стилей в русском искусстве всего 12 групп-стилей.
Стили в русской живописи:
1. Русский ренессанс. В нашей стране Ренессанса, Барокко, как стиля в живописи не существовало, у нас в это время была религиозна живопись. Только в 17 веке были робкие попытки в виде т.н. Парсуны. В качестве жанра рассматривался только портрет, однако полезно вспомнить, что и Итальянский Ренессанс начался с портретов, самый известный из которых кисти Леонардо.
2. Академизм. Классицизм воспевал темы и пафос античного времени. Светская живопись, как можно убедиться выше, была, а вот на античное еще сохранялось табу. О самой технике классицизма и академизма можно сказать, что она довольно «выглаженная», "блестящая", контрастная, но не лишенная при этом строгости, сдержанности в композициях и краске. Но если заглянуть в википедию, мы увидим работу Карла Брюллова по всем признакам соответствующую направлению Романатизм или даже Рококо. Будьте бдительны, академизм находится ниже.
Осторожно, это не Академизм!
Типичный Академизм
3. Реализм. Эта живопись, которую все мы знаем из школьных экскурсионных походов в Третьяковку. Передвижники противопоставляли себя академизму, показывая жизнь, какая она есть, не приукрашивая ее. В центре сюжетов все чаще обычные уже освобожденные крестьяне.
4. Романтизм. На наш взгляд довольно условный стиль. То сеть если под ним подразумевается техника - тут мы за, как бы берущая легкость и некоторую декоративность в исполнении сложных форм от Рококо. Но говоря о сюжетах, романтизм бывает слишком уж разным. Однако к нему (должно быть от нечего делать) причисляют И.Глазунова. Если кого и отнести к этому стилю, то разве что работы Васнецова, ведь один из принципов Романтизма - это возвращение к истокам, к природе. Но искусствоведы придерживаются иного мнения, полагая, что он был реалистом и даже символистом. Символизм безусловно присущ некоторым его работам, но и романтизма в его работах, пусть и в обывательском смысл, хватает. Перед вами же один из немногих представителей этого стиля - Карл Брюллов, да, тот же, что и отвечал за академизм в нашей стране. Чтобы не обманывать себя и других (это к искусствоведам относится) при слове Романтизм полезно присовокуплять и слово - сентиментализм, тогда все встанет на свои места. Первая художественная прозаическая литературная работа "Бедная Лиза" Карамзина относится к сентиментализму и если прочитать описание сентиментализма и романтизма вы убедитесь в полном тождестве этих понятий. А это ведь как раз самый конец 18 века, когда и возникает романтизм в живописи. Эта ошибка, по-видимому, была внедрена специально в угоду французским живописцам, но в этой статье мы не будем останавливаться на этом.
5. Импрессионизм
Этюдизм. В России импрессионизм выглядел несколько иначе, чем во Франции, выродившись в более приземленный этюдизм, который и до сих пор очень популярен. Его преподают в вузах и горячо приветствует профессиональное сообщество. Что до зрителя, мнения как раз разнятся. Ярчайший представитель – К.А.Коровин. Мы бы причислили к этому стилю и Валентина Серова, но отчего-то сообщество искусствоведов так не считает. На наш же взгляд работы Серова – это что угодно: импрессионизм, модерн, символизм, - но точно не реализм.
6. Модерн
Как и в случае с импрессионизмом, Российский модерн сильно отличался от Европейского. Ярчайшие представители – Б.М.Кустодиев, А.Н.Бенуа, К.С.Петров-Водкин. По сути – это такая изящная живопись, в чем-то декоративная. Как и в архитектуре, модерн искал новые средства для выражения, но неизменно все эти детали были легкие, восторженные. Говоря же о содержании, главный атрибут таких картин если не радость, то именно несдерживаемый оптимизм.
7. Символизм
Антагонистичная живопись модерну рассматривала более глубокие и серьезные темы, соответствовала этому выбору и сама техника. Тут превалировали холодные и темные тона. Все работы мрачные, безнадежно пессимистичные. Можно сказать, что это такая готическая живопись. Вот куда по нашему мнению следовало бы отнести работы И.Глазунова. Что-то конечно и к модерну, но большую часть работ скорее к этому направлению.
8. Сюрреализм
Переводится, как сверхреализм. Справедливо и такое название - метафизическая живопись. Сюрреализм известен, прежде всего, по творчеству С.Дали. Характерная особенность исполнения в работах этого стиля: яркость цветов и общая контрастность, не встречающаяся в жизни. Сильные рефлексы, будто все предметы сделаны из металла, многоцветность – вот неизменные атрибуты этого стиля, говоря о технической составляющей.
9. Гиперрелизм. Буквальный перевод - сверхреализм, как и в предыдущем случае. Еще справедливо название и новая вещественность, предложенная немецкими художниками. По сути, все это сопротивление увлечению авангардом. Смотрится такая живопись всегда современно, первыми дорогу к нему вероятней всего и в самом деле проложил сюрреализм (это наше мнение), но справедливости ради надо сказать, что еще задолго до этого в похожей технике работала Зинаида Серебрякова. Но в то время искусствоведа не знали, как можно назвать такую живопись. От сюрреализма отличается только выбором тем. Гиперрелизм показывает реальный, а не фантастический мир, но и путать с фотореализмом не следует, хотя есть такое мнение, что происходит этот стиль из увлечения такими авторами фотографией. То есть гиперреализм - это как бы нарисованные фотографии. И если сюрреализм - это такой постмодерн, как бы вышучивающий реальность, которой восхищался модерн, то гиперреализм - это уже метамодерн, трепетно, крайне внимательно относящийся ко всему в этом мире.
10. Соцреализм
Грубейшей ошибкой следует считать, что вся советская живопись является соцреализмом. Соцреализм существовал, развивался и благополучно был похоронен вместе с его патроном – в 1953 году. Отличительные особенности в темах: торжественность, парадность – словом все как в Северной Корее. О технике можно сказать только то, что это очень напоминало русскую реалистическую школу 19 века. Хотя у нас есть подозрение, что некоторые соцреалисты позаимствовали приемы из барокко, но это точно не тема для данной заметки, но целой статьи-расследования.
11. Постимпрессионизм
Хотя и у этого стиля имеются ответвления, такое общее название справедливо. Ведь он объединяет творчество и Ван Гога, и Гогена, и Сезанна. Этот стиль – логичное продолжение развития живописи, что-то вбирающее от импрессионизма, в чем-то ему противоположное.
12. Суровый стиль. Это такой аналог отечественного постимпрессионизм на наш взгляд. Говоря же о технике - это обобщенный реализм, как охарактеризовал работы Т.Салахова, ярчайшего представителя этого стиля один художник. Этот стиль отвергает соцреализм и возвращается к советским реалистическим истокам, а именно к творчеству общества художников-станковистов, самый яркий представитель, которого был А.Дейнека. Можно сказать, что суровый стиль родился уже тогда, в 20-е годы 20 века. Но оформился окончательно, как новая русская школа реалистической живописи в 60-70-е годы 20 века. Так пишут и до сих пор, по крайней мере, учат в ведущих вузах страны. Оно и не удивительно, многие из тех, кто творил в то время живут и преподают в них по всей стране и сейчас. В каком-то смысле современная русская академическая живопись – это живопись, пронизанная хрущевским пафосом. Отказ от формализма, абстракционизма с одной стороны и одновременно – смелость в поиске композиций, цветовых решений, - с другой. Характерна для него некоторая «умелая грубость», крупные однородные пятна имеющие четкие границы, намеренно ограниченная палитра. Это сдержанная, но одновременно смелая живопись. Словом мужественная, суровая - это, пожалуй, и в самом деле наилучшее название для новой русской школы.
Не искусство
Примитивизм. Но и у постимпрессионизма или как нам больше нравится - сурового стиля есть своя болезнь. Многие работы советского времени и современного искусства содержат в себе элементы примитивизма. И это понятно, ведь то, что тени должны быть черными – очевидно, для дилетанта. Художники же знают, что его использование в живописи является грубейшей ошибкой. Увлекаясь чрезмерно упрощением реальности, отсекая как бы от нее лишнее, приходят они зачастую к этому незамысловатому стилю. Эта участь постигла даже величайшего художника современности – Т.Салахова.
Авангардизм. Этим словом можно обозначить все искусство, имеющее от него только одно название, унылую агитку для наивных зрителей, о том, мол, что все является искусством. Так в абстрактной живописи нет изображений объектов (предметов, живых существ) По сути это последняя стадия плохой живописи, это не изображаемые формы, а уже плевки, кляксы.
Экспрессионизм. Можно сказать наивное искусство, а можно сказать экспрессионизм, если у художника не хватает таланта или воспитания. Хотя это совершенно одно и тоже по содержанию. Если говорить о технике, все изображается намеренно плохо, неубедительно.
Фотореализм. Часто путают с гиперреализмом. Искусством фотореализм не является, просто в силу того, что люди научились делать цветные фотографии. В нем нет никакого смысла. Это уже было ясно даже в конце 19 века с появлением фотоаппарата, что привело к отказу от реализма в пользу импрессионизма.
На этом обзор можно закончить, хотя естественно мы рассмотрели не все направления, но наиболее значимые, известные. Подытожив, хотим сказать пару слов о будущем изобразительного искусства. Вот техники распространенные в наше время или за которыми есть будущее, на наш взгляд:
Постимпрессионизм, суровый стиль, гиперреализм, модерн, этюдизм, символизм, реализм (но только с элементами всех перечисленных стилей).
Техники, которые остались в прошлом или скоро отомрут в силу потери к ним интереса:
Реализм, импрессионизм, авангардизм (всех направлений), примитивизм, соцреализм, средневековая живопись, академизм, классицизм, сюрреализм.
Таким образом, можно сказать, что реалистическая живопись, то есть живопись 19 века, претерпела сильные изменения, но одновременно умер и абстракционизм, экспрессионизм. Если не брать в расчет искусственную информационную накачку авторов таких работ. Реалистическая живопись переродилась в живопись нового качества, у которой пока даже нет какого-то конкретного названия. Новую живопись можно назвать реализмом с элементами постимпрессионизма, а можно просто остановиться на названии - суровый стиль, или обобщенный реализм. Для нас очевидно, что такая живопись стала уже новой академической живописью, собственно это подтверждает состав академии художеств – ее основные члены авторы живописных полотен исполненных в 60-х годах, на которые и пришелся суровый стиль. И это то, для чего мы и создали данную заметку – напомнить искусствоведам о том, чем они должны бы заниматься. Мы имеем дело с новым явлением, с новой классикой. И мы все непосредственно являемся ее свидетелями. Замалчивать влияние сурового стиля на дальнейшее развитие живописи в нашей стране уже невозможно. Он не умирал, а переродился в современную русскую реалистическую школу, пока такие высоколобые снобы обсуждали пользу от черного квадрата.
Довольно типичная работа любого художественного вуза страны. Это точно не реализм, но тогда что это? Давайте дадим этому уже название.
Сообщество "Новая Русская Классика", - наша новая группа, созданная для пропаганды современного консервативного русского искусства.
Русский Дизайн