C.L.Best 70/75 Tracklayer
Страна США
Производитель C.L. Best Gar Tractor.
Годы производства 1912-1918
Кол-во построенных 734 (Best 70/75) + 39 ( Best 90) + 4 ( Best 120)
Экипаж 1
Вооружение не вооружен
Бронирование не бронирован
Сухая масса, 12800 кг
Двигатель: ДВС
Мощность, 70/75 л.с.
Где посмотреть: HEIDRICK AG MUSEUM, WOODLAND, CA
В 1925 году на рынке тракторов произошло слияние двух непримиримых конкурентов Holt Manufacturing Co. и C.L. Best Gar Tractor. Потратив миллионы долларов на "войны" друг против друга, компании образовали лидера рынка на многие годы - Caterpillar Tractor Company. Председателем правления объединенной компании стал Кларенс Лео Бест, это была изощренная месть, ведь за 18 лет до этого компания отца Кларенса - Даниэля Бэста и компания Бенджамина Холта уже объединялись. Но терпения Бестов хватило только на два года, и уже в 1910 году Кларенс Лео Бэсе основал компанию C.L. Best Gar Tractor в калифорнийском городке Эльмхурст (Elmhurst, California). Расхождения между Холтами и Бестами были не только экономические и управленческие, но и технические. Кларенс Бест считал, что надо развивать колесную технику, а Бенджамин Холт тратил все ресурсы на полугусеничные машины.
С 1910 по 1912 год C.L. Best Gar Tractor выпускала только колесные трактора мощностью 60 и 80 л.с. В конструкции полугусеничных тракторов от Холта и колесных от Беста было много общего конструктивно - почти одинаковое поворотное переднее колесо, расположенный в центре четырехцилиндровый двигатель, только вместо пары гусениц сзади была расположена пара больших колес.
В 1912 году C.L. Best Gar Tractor устав бороться за рынок с набирающими ход полугусеничниками сделала резкий шаг вперед. Был получен патент и на рынок предложен почти такой же, но более мощный чем у конкурента трактор с двигателем мощностью 70 л.с. В 1914 году двигатель был модернизирован до 75 л.с. Это было практические простое копирования решения конкурента, если не присматриваться к мелочам, трактора C.L.Best 75 Tracklayer и Holt 75 HP Caterpillar были похожи как близкие родственники.
Трактор Путепрокладчик или с более точным переводом Путеукладчик (Tracklayer) Беста был не только немного мощнее 60-ти сильного Холта, но и заметно дороже. По компоновке машины очень близки и основные отличия в ходовой части гусеничного хода. Визуально машины можно отличить по внешней раме гусениц, хорошо видной на фотографиях.
В 1914 году двигатель был модернизирован до 75 л.с., а в 1976 году Бест выкупил у Холта свою старую фабрику в Сан-Леандро (Калифорния), которую Холт получил при объединении в 1908 году. В середине 1916 года все производство полугусеничных тракторов было перенесено в Сан-Леандро. Всего было выпущено 734 трактора этого типа.
В 1916 году C.L. Best выпустил трактор с 90-ти сильным двигателем. Но в отличие от хватких предпринимателей из фирмы Холт у Беста всегда было хуже с продажами и фирма не имела продаж государственным органам, в том числе иностранным. Машина Беста были тяжелее, дороже и, хотя сделаны более качественно, это оказывало скорее отрицательное влиянее на военных покупателей. Всего было выпущено всего 39 Best 90 и еще четыре Best 120. 90-то сильные машины были длиннее на 60-см и имела в гусеничной подвеске на два катка с каждой стороны больше. В то же время двигатель оставался четырехцилиндровый и в отличии от конкурирующих Холтов машины получились неудачными и несбалансированными.
И хотя трактора C.L. Best в основном использовались в "народном" хозяйстве САСШ, именно на базе C.L.Best 75 Tracklayer был построен первый американский танк.
Источник: Keith Haddock Eric C. Orlemann, Classic Caterpillar Crawlers