Найти в Дзене
Satdata

ПС-40 (1938): как скоростной бомбардировщик стал почтовым самолетом

ПС-40 на лыжах
ПС-40 на лыжах

К концу тридцатых в СССР работал уже приличный парк пассажирских самолетов. Вот только с почтовыми была некоторая проблемка - специально никто скоростные почтовые самолеты не разрабатывал, а потребность в них имелась - страна немаленькая, доставка же важнейшей депеши на тихоходе на скорости 200 км в час уже не устраивала.

Особо долго не раздумывали и поступили привычным способом - переоборудовали скоростной бомбардировщик (СБ) в скоростной почтовый самолет (ПС). Уже в 1938-м году московский завод номер 22 (он же выпускал и бомбардировщики) выпустил первые ПС-40. Двигатели были те же, вооружение и бомбодержатели с бомбосбрасывателями сняли; использовали бомбоотсек для почты; также использовали для не и кабины штурмана и стрелка.

Что характерно - все вооружение передавалась на склад Наркомата обороны, чтобы в час Х мгновенно переоборудовать ПС обратно в СБ.

ПС-40; все фото статьи взяты из открытых источников
ПС-40; все фото статьи взяты из открытых источников

По сравнению с предыдущим почтовиком это конечно был космический корабль. ПС-40 имел вдвое большую скорость, убирающееся шасси, возможность полета вне видимости земли и тд. Время П-5 (гражданский вариант разведчика Р-5) проходило:

П-5
П-5

Хотя для нормальной эксплуатации ПС-40 необходимо было переоборудовать большинство аэродромов и содержать взлетно-посадочные полосы в надлежащем состоянии. Короче, авиация выходила на новый уровень, от лужайки к стандартизированным аэродромам...

ПС-40 полярной авиации
ПС-40 полярной авиации

Испытания самолет прошел успешно, первым технический рейс состоялся в Хабаровск (из Москвы) - перевозка 12 тысяч экземпляров газеты "Правда" за 20 часов 33 минуты...

ПС-40 полярной авиации
ПС-40 полярной авиации

Начались регулярные рейсы по транссибирской трассе и на авиалиниях - Москва-Ленинград, Москва-Тбилиси и т.д.

Немало ПС-40 и модернизированного варианта ПС-41 использовались в Арктике...

Надо отметить, что данная машина была наверно самой неэкономичной в Аэрофлоте (сказывалось что это по сути, военный бомбардировщик, в армии топливо особо не экономили)... Он расходовал в полтора раза топлива больше, чем предшественник П-5...

Однако, военные навыки пригодились ПС... Как только началась война, все самолеты были переведены на нужды армии и флота, использовались для снабжения партизан, ночных бомбардировок, буксировки планеров и как транспортники...

Основные характеристики ПС-40 / ПС-41:

Тип двигателя: 2 х ПД М-100A / M-103
-мощность, л.с.: 2 x 860 / 960
Максимальная скорость, км/ч: 423 / 428
Крейсерская скорость, км/ч: 350 / 398
Практическая дальность, км: 2150 / 1130
Практический потолок, м: 9560 / 7750
Экипаж, чел: 2
Платная нагрузка, кг: 600 / 970.

Пост о другом пассажирском самолете СССР (включая лицензионную версию) довоенной поры - здесь.

О современной спутниковой связи - тут.

Всем удачи и мирного неба!