Заканчиваем экскурсию по музею ВАЗа осмотром оставшихся концептов и экспериментальных автомобилей.
АНТЭЛ-1
Первый отечественный автомобиль на топливных элементах был создан на базе пятидверной «Нивы» в 2000 году. В то время это был единственный вазовский автомобиль, способный вместить такую громоздкую силовую установку. А состояла она из баллонов с водородом и кислородом объемом 60 и 36 литров соответственно, электрохимического генератора «Фотон», созданного в свое время для советского космического челнока «Буран», блока системы управления этим генератором, батареи и электродвигателя. На полной заправке автомобиль мог проехать 200 км на скорости до 80 км/ч, при этом не причиняя вреда экологии, поскольку в «выхлопе» у него была вода. А КПД всей этой системы составлял 65%, что было в пару раз больше, чем у ДВС. Вроде бы, все замечательно, но все достоинства перечеркивались одним существенным недостатком — газы в баллонах находились под давлением в 250 атмосфер, так что, в случае чего, бумкнуло бы так, что мало не показалось бы никому. А если бы при этом в салоне автомобиля кто-нибудь курил, то было бы в разы веселее. Так что в серию автомобиль не пошел.
АНТЭЛ-2
В 2004 году появилась вторая версия автомобиля на топливных элементах, созданная уже на базе ВАЗ-2111. На этот раз все оборудование без проблем уместилось в кузове, поскольку использовали компактный электродвигатель, генератор не от «Бурана», а специально созданный для автомобиля и поэтому небольшого размера, что позволило его разместить под капотом вместе с движком. Использование кислорода из воздуха позволило отказаться от лишних баллонов, тем самым тоже сэкономив место. Заодно увеличили запас водорода до 90 литров, что позволило проехать 350 км со скоростью 100 км/ч на одной заправке. Правда, для этого пришлось увеличить давление газа в баллонах до 400 атмосфер, что, в случае нештатной ситуации, обещало много невиданной веселухи. Так что и этот проект свернули.
ВАЗ-1121 (Ока-2)
Где-то ближе к концу 90-х на ВАЗе задумались о разработке автомобиля за смену «Оке», которая выпускалась с 1987 года и уже порядком устарела. Рабочий проект получил название «Ока-2», и в 1998 году на Московском международном мотор-шоу был представлен первый вариант автомобиля с наименованием ВАЗ-1901, выполненный в стиле биодизайна (правда, не настолько футуристичного, как «Рапан»). В музее этого автомобиля почему-то нет, но желающие могут погуглить по названию модели — там что-то зеленое и напоминающее первое поколение Форда Ка. Так вот этот вариант так и остался выставочным макетом.
Второй вариант автомобиля (тот, что на фото) был представлен в 2003 году на Московском международном автосалоне и выполнен в люксовой модификации: четырехцилиндровый двигатель ВАЗ-2111, колеса с шинами 175/70R14, электростеклоподъемники, электроблокировка замков дверей, электроприводы наружных зеркал. Предполагались и более бюджетные версии с двух- и трехцилиндровыми движками.
В 2004 году были объявлены планы производства с 2006 года по 90—100 тысяч автомобилей в год при цене не выше 5000 вечнозеленых президентов. Выпускать «Оку-2» планировали на второй нитке главного конвейера ВАЗ взамен «классики», но, как это частенько бывает, что-то пошло не так. А в дальнейшем свободных производственных мощностей не нашлось, да еще и начались очередные финансовые проблемы у завода… В общем, проект «Ока-2» был практически похоронен. Попытки организовать производство на заводах КамАЗ и СеАЗ провалились. В 2007 году Лужков (это второй московский мэр, если кто не в курсе) предлагал загрузить выпуском автомобиля «Ока-2» простаивающие мощности предприятия АМО ЗИЛ, но и эти планы не дошли даже до стадии бизнес-проекта.
Lada Kalina 4×4
Судя по всему, руководство ВАЗа покусал японец из альянса Рено-Ниссан, раз тольяттинцы решились на создание полноприводного универсала, которые довольно популярны в Ниппонии. А чтобы не слишком напрягаться и тратить лишние денежки, взяли «Калину» в кузове универсал, вкорячили в нее элементы полного привода от «Нивы» — и вот вам новомодная тачка. Данный опытный экземпляр был собран в 2006 году, потом еще несколько лет его испытывали и совершенствовали. А в 2012 году все разработки по полному приводу для легковушек Lada были полностью закрыты, ибо получалась машина, по характеристикам не уступающая Дастеру, а по цене дешевле. Так что акционеры из Рено убедительно попросили немедля прекратить этакое безобразие.
Lada C Concept
Lada С — это совместный проект АВТОВАЗа и канадской компании «Magna International», предусматривающий создание серии автомобилей С класса и существовавший в России с 2004 года. В 2009 году сотрудничество с Magna International было заморожено в пользу франко-японского альянса «Renault Nissan». И в том же году в связи со сложным экономическим положением АвтоВАЗа «Проект C» был приостановлен. А в 2014 году на ВАЗе полностью отказались от перспектив большого автомобиля (я понимаю, что выражение «большой автомобиль класса С» — это оксюморон, но для Волжского завода, никогда не выпускавшего ничего крупнее В-класса, даже среднеразмерная машина считается большой).
На фото трехдверный спортивный хэтчбэк, в 2007 году представленный на Женевском и Московском автосалонах. Оснащен двухлитровым двигателем, позволяющим развить максимальную скорость в 210 км/ч.
Вид сзади.
Ориентировочная стоимость автомобиля должна была составлять 450 тыс. рублей, т.е. 17-18 тысяч вечнозеленых президентов, по тогдашнему курсу — а это уже стоимость японских одноклассников, таких как Королла, Альмера и т.д.
ВАЗ-2116 (Lada Siluet)
Еще один автомобиль из «Проекта С», на этот раз седан. Впрочем, на его основе, как водится, планировалось сделать универсал, хэтчбэк и, внезапно, пикап.
Разработка этого автомобиля началась в 2004 году. Первым натурным результатом работы стал макет ВАЗ-2116 Силуэт, впервые выставленный на Московском автосалоне в том же году. В последующие годы выпускали и модернизировали прототипы автомобиля, и в 2007 году был представлен окончательный вариант, который можно видеть на фото.
Автомобили предполагалось оснащать различными двигателями (в том числе и дизельным) объемом от 1.6 до 2 литров, а также механической или автоматической коробкой передач.
Машину планировалось запустить в серию в 2015 году, но, как можно понять, не склалось.
Lada C-Cross (Lada 2119)
По названию модели можно догадаться, что это концепт кроссовера из того же «Проекта С». Впервые был представлен в 2008 году на Московском автосалоне. Обещано сочетание преимуществ городского автомобиля и внедорожника. Насчет последнего я сильно сомневаюсь, поскольку машина переднеприводная.
Двигатели обещаны от 1.6 до 2 литров, про трансмиссию история умалчивает.
LADA Vesta Concept
Тот редкий случай, когда концепт с минимальными изменениями пошел в серию. Про серийную «Весту» я уже писал, так что повторяться не буду.
LADA XRAY Concept 2
Аналогичный случай. Добавлю лишь, что эта модель разрабатывалась на базе концепта Lada C-Cross.
Ну вот и все по музею ВАЗа.