Найти в Дзене
Выводы на чистоту

Кто курирует экологию в Правительстве РФ?

Денис Храмов (фото из социальной сети)
Денис Храмов (фото из социальной сети)

Первый замминистра природных ресурсов Денис Храмов - личность незаурядная, но славная, прежде всего, своими глубоко уходящими корнями в газ родственными связями. 44-летний чиновник с лицом ботана-отличника в Минприроды выполняет очень важную функцию: он лоббирует интересы хозяина "Новатэка" г-на Михельсона (а не всей газовой отрасли, как хотелось бы некоторым). Интересы России перед этой задачей отступают даже не на второй план, а вообще за кулисы.

Геннадий Храмов (отец Дениса Храмова)
Геннадий Храмов (отец Дениса Храмова)

Начнем с того, что всей своей комфортной жизнью семья Храмовых обязана Михельсону. Папа будущего министра, Геннадий Александрович Храмов, в 1971 году окончил Куйбышевский политех, получив специальность инженер-нефтяник, обзавелся нужными знакомствами, и связь с Куйбышевым не терял - хотя сам работал в Нижневартовске, его младший сын Денис родился в Куйбышеве. В 1985 году в ХМАО перспективного руководителя двинули по партийной линии, и в 1987 он стал замзаведующего отделом нефти и газа Тюменского обкома КПСС, причем напутствие ему дал в ЦК КПСС сам Лев Кузнецов, курирующий всю нефтяную отрасль СССР. Летом 1987 года высокая делегация из Москвы приехала с ревизией в ХМАО, и сопровождать ее по баням отправили Геннадия Храмова. Именно в это время в далеком Куйбышеве шла натуральная война за кресло директора крупнейшего треста «Куйбышевтрубопроводстрой», в котором сидел умирающий отец будущего олигарха - Виктор Михельсон. В теплой бане с первым замминистра нефтяной промышленности СССР Филановским Храмов замолвил словечко за Леонида Михельсона (который в начале 80-х тоже, кстати, работал в "нефтянке" ХМАО). Про баню мы не придумали - Храмов-старший сам об этом рассказал: "Закончилась наша недельная поездка в Сургуте, где гостеприимный хозяин Николай Петрович Захарченко организовал для всей команды прекрасную баню".

Трест достался Михельсону-младшему. Через четыре года он приватизировал «Куйбышевтрубопроводстрой», заработал свои первые миллионы, и к 2016 году добился 1 места в списке самых богатых россиян по версии Forbes. Услугу, оказанную ему Храмовым, Михельсон не забыл, и двинул по карьерной лестнице обоих его сыновей. Сам Храмов-старший сначала возглавлял АО "Кедр" в Тюмени, потом сел в кресло президента АО «ТНК «РУНО» в Москве. Компания в конце 90- начале нулевых занималась нефтяным бизнесом с Украиной (РУНО- Русско-украинское нефтяное общество) через ЗАО "Руно-Ресурс", учрежденное вместе с олигархом Михаилом Химичем.

Интересно, что по ЕГРЮЛ учредителями компании выступало ООО "Унивест Консалтинг Энд Трейдинг Гмбх" (Германия) и ЗАО "Энергосервис" семьи Тернавских. В 2015 году, когда произошли известные крымско-украинские события, компания была преобразована в ООО "Тнк Руно", в учредителях же остался один "Энергосервис" Ольги Тернавской.

Будущий замминистра Денис Храмов в 1992 окончил школу №11 в ямальском Ноябрьске (сейчас гимназия 31), в 1997-ом - Уральскую государственную юридическую академию, и в дальнейшей своей работе о газоносной родине не забывал. УрГЮА же - известная кузница кадров, которая дала стране немало героев высшего эшелона. К примеру, в 1976 году этот же вуз (тогда - Свердловский юридический институт) окончил генпрокурор РФ Юрий Чайка, там же учился глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников (1989 год выпуска). Три года (по 1995) в одном вузе с Храмовым учился полпред правительства РФ в Госдуме Юрий Синенко, в одном потоке с ним были деятели поменьше: гендиректор ЧЛЗ "Полет" Александр Нестеров, пожизненный депутат-единоросс в Ноябрьске, представитель газового лобби "Газпром добыча Ноябрьск" Сергей Антонюк. Окончив в 1999 году еще и Российскую школу частного права по специальности «магистр частного права», Храмов оказался на работе в Минэкономразвития, откуда в 2022 году перепрыгнул в ОАО «Зарубежнефть». Ее с приходом Путина возглавил его старый знакомый по Германии и КГБ Николай Токарев, и к нему-то под крылышко в небольшой должности замначальника управления Михельсон помог пропихнуть молодого подающего надежды юриста. Коллегой юного "ботана" стал и г-н Донской - которому суждено было через несколько лет возглавить Минприроды.

Ушел Храмов из "Зарубежнефти" в 2007, как и сам Токарев, и оказался в ООО «Дьюи энд ЛеБоф», где с годик набирался опыта перед первым заходом в Минприроды. Михельсон знал, что делает - и уверенно вел свою креатуру к нужному ему посту. В 2008-ом ценой определенных усилий Храмова удалось, наконец, засунуть на должность главы департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России.

"Новатэк" между тем скупал активы с лицензиями на поиск углеводородов в ЯНАО. К примеру, акции «Ойлтехпродукт-Инвест», «Петра Инвест-М» и «Тайликснефтегаз», которые аналитики оценивали минимум в 100 млн долларов, Михельсон умудрился получить за 44 млн плюс долги компаний в 11 млн. Затем был 51% компании «Ямал СПГ», 25,5% «Северэнергии», 48% компании «Сибнефтегаз», и тд. Пока Михельсон был занят расширением присутствия на Ямале, Храмов в августе 2011-го удачно проскользнул в кресло замминистра природных ресурсов, а в 2014 его удалось протащить в первые замы Донского. Правда, менее чем через год грянул неприятный скандал с "Лукойлом", в лоббировании интересов которого (и не просто так, разумеется) злопыхатели заподозрили Дениса Храмова. Речь шла о добыче нефти на континентальном шельфе. С другой стороны баррикад оказался такой тяжеловес, как Игорь Сечин со своей "Роснефтью", и Храмова пришлось срочно эвакуировать из Минприроды. Впрочем, тогда поговаривали и о политической дальновидности чиновника, который пятой точкой на фоне украинских событий ощутил шаткость вертикали, и решил пересидеть неприятное время в знакомой и родной обстановке "Новатэка" у дяди Лени Михельсона. Должность ему подогнали хлебную - зампреда правления ПАО «НОВАТЭК», нужная информация под самыми строгими грифами из кабинета министра у Храмова была в наличии, и все сложилось в итоге совсем неплохо для всех сторон. Об интересах Родины, само собой, и речи не велось. В "Новатэке" Храмов, наконец, сколотил неплохое состояние, которое оценивалось примерно в полмиллиарда рублей. Но на фоне друзей дяди Лени он все еще выглядел достаточно бледно.

В 2018-ом взбаламученная Сечиным и Ко обстановка успокоилась, и Храмова было решено вернуть в Минприроды. В июне Денис Геннадьевич снова занял менее денежное, но более прибыльное в других отношениях кресло замминистра, и получил под надзор нацпроект "Экология" с 4 трлн рублей. Кстати, за 2018 год Храмов задекларировал 293,8 млн рублей дохода и занял 50-е место в рейтинге самых богатых российских госслужащих по версии Forbes. В собственности у семьи оказалось уже 6 объектов недвижимости. На фоне дохода, не дотягивавшего даже до 2 млн рублей, которые он получал в первых заход в Минприроды, это уже было неплохим достижением.

Вернувшись на пост первого замминистра, Денис Георгиевич отправился в Омск, где тут же шокировал жителей города, входящего в топ-12 в РФ с самой плохой экологией. "В Омске дышится хорошо: прекрасный резко-континентальный климат, хорошая погода!", - заявил он. "Страшно далеки они от народа", - констатировал бы классик. Зато услышав такое от самого замминистра омские власти выдохнули, и отстали от местных предприятий - а те устроили омичам такую зиму, что вопли жителей раздавались на всю страну. Кстати, с климатом - по крайней мере, для Росприроднадзора - в Омске таки не все в порядке. Иначе почему каждый руководитель управления этого ведомства вляпывается в уголовку? Летом губернатор Бурков спохватился и стал показательно "мочить в сортире" вонючие заводы - один даже штурмовал спецназ.

Кстати, говорят, что именно Храмова должен был сопровождать к Михельсону любитель "кошечек" Руслан Горринг, он же Ганижев. Помните такого первого замглавы "Росгеологии", уроженца Чечено-Ингушской АССР, закосившего под еврея? Любопытно, что Горринг-Ганижев возглавлял также "РГ-экологию", Храмов курировал нацпроект "Экология" (с бюджетом больше 4 трлн рублей), а у "Новатэка" с его нефтегазовым бизнесом традиционные проблемы с соблюдением законов в этой сфере - плюс острое желание захапать государственное экологическое бабло, выделенное на профильные проекты. Учитывая тесную дружбу Храмова с "Новатэком", его междусобойчик с Горрингом-Ганижевым и Михельсоном представляется более, чем реальным.

Надо не забывать, что отношения главы Минприроды Дмитрия Кобылкина с г-ном Михельсоном тоже непростые, и тоже исторически: в ту пору, когда министр был простым ямальским губернатором, а Михельсон добывал на Ямале газ, им приходилось много и тесно контактировать.

С прежним министром, Сергеем Донским, "Новатэк" тоже налаживал контакты испытанным спосбом: Михельсон спонсировал пректы супруги Донского, Татьяны Назаревской - ее центр "Твоя природа" проводил всевозможные фестивали и акции на деньги из бюджета государства и "Новатэка". Да, это можно рассматривать, как благотворительные проекты - а можно, как коррупционные. Потому что связка нефтяной олигарх - деньги - министр природных ресурсов в любой нормальной стране выглядит очень подозрительно.

Пока первый замминистра с классической внешностью ботана-отличника тихо сидит в своем кресле, не делая резких движений и громких заявлений. Курируемый им нацпроект "Экология", между тем, все больше напоминает пресловутый воз, за который взялись Лебедь, Рак и Щука. Напомним, что он включает в себя 11 направлений, разделенных на пять групп - мусорная реформа, вода, воздух, биоразнообразие и НДТ – наилучшие доступные технологии. Еще в мае этого года эксперты РАНХиГС указали на манипуляции с показателями мусорной реформы, и чистоты воздуха - оказалось, что в стране законодательно закрепляется снижение нормативов ПДК грязи в воздухе по целому ряду опасных веществ, в частности по метилмеркаптану. Это отличный способ подогнать статистику под выполнение плана - воняет больше, но по измененным нормативам теперь все ок, следовательно, нацпроект выполнен. И это только цветочки на верхушке айсберга.

Рано или поздно к работе Дениса Геннадьевича возникнут серьезные вопросы, и хорошо, если отвечать на них в кабинете следователя не придется Дмитрию Кобылкину.

Кстати, один из экс-топменеджеров "Новатэка" уже уволен из Минприроды, причем с красивым скандалом. Бывший глава росгидромета Яковенко в 2009-2011 был у Михельсона начальником управления по работе с госорганами. Символично получилось.