Найти тему
Владей Легко

Что нужно знать о земельном налоге?

Оглавление

Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.

Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?

Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.
Обратите внимание! Земельным налогом не облагаются:
  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

2. Как рассчитывается земельный налог?

2.1. Формула для расчёта земельного налога

Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:

  • налоговой базы;
  • размера доли в праве;
  • периода владения земельным участком;
  • налоговой ставки;
  • наличие либо отсутствие льгот.

Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:

Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,

Где:

Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);

Д – размер доли в праве на земельный участок;

Нст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Внимание! Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.
Рекомендации: проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России. (https://www.nalog.ru/rn33/service/nalog_calc).

2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога

Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.

Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.

Вы также можете узнать кадастровую стоимость интересующего Вас земельного участка по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Публичная кадастровая карта», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» официального сайта Росреестра www.rosreestr.ru.

2.3. Ставки по земельному налогу

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

♦ 0,3 % в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

♦1,5 % в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ).

Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

2.4. Льготы по земельному налогу

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:

  • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
  • уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
  • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.

2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:

Начиная с 2017 г., уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) осуществляется на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

  • физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
  • физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

15.04.2019 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 63-ФЗ), расширивший перечень льготников, которые могут уменьшить сумму налога на кадастровую стоимость 600 кв. м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ)

Положениями указанного закона установлено, что начиная с налогового периода 2018 года к числу льготников, имеющих право на такой налоговый вычет, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

К 3-ему виду относятся дополнительные льготы, которые могут быть установлены на местном уровне.

Наличие дополнительных льгот в конкретном регионе также можно проверить на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).

Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, необходимо представить заявление в налоговый орган по своему выбору. По желанию можно приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу.

Кроме того, Законом № 63-ФЗ, с учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, введен «проактивный  порядок» предоставления льгот. В связи с этим в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган. То есть,  в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 - 4, 7 - 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

3. Сроки уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога устанавливают местные органы власти (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).

Сроки, установленные в вашем регионе, можно уточнить на сайте ФНС http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Налогоплательщиками-физическими лицами земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка?

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ статья 391 НК РФ, посвященная порядку определения налоговой базы для целей исчисления земельного налога (в том числе и порядку пересчета налога при изменении кадастровой стоимости участка), дополнена пунктом 1.1.

При этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, не влечет за собой перерасчет налога, исходя из новой кадастровой стоимости за год, в котором произошло указанное изменение, а также за предыдущие периоды (абз. 1 п. 1.1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).

Внимание! Из этого правила есть исключения:

1-ый случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (например, в связи с изменением площади или категории земельного участка).

В данном случае указанное изменение стоимости учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абз. 2 п. 1.1 ст. 391 НК РФ) (т.е. по «старой» кадастровой стоимости будет рассчитываться земельный налог за полные месяцы с начала года до момента изменения, по «новой» стоимости – с момента внесения изменений в ЕГРН и до конца года).

2-ой случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления ошибок, в том числе:

  • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости,
  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости,
  • уменьшения кадастровой стоимости в связи с пересмотром кадастровой стоимости (по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

В указанных случаях изменение стоимости учитывается начиная с даты начала применения недостоверных сведений (абз. 3 п. 1.1 ст. 391 НК РФ), т. е. излишне уплаченный налог за предыдущие годы может быть зачтён в счёт будущих платежей или возвращен налогоплательщику по его письменному заявлению.

3-ий случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

При этом сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда и внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (абз. 4 п. 1.1. ст. 391 НК РФ), т.е. в данном случае законодательством также установлена возможность возврата или зачета излишне уплаченного налога за предыдущие годы.

Важно! В законе предусмотрена возможность вернуть или зачесть земельный налог только за 3 года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом.

Перерасчет земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).

Остались вопросы - мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.