Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.
Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?
Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:
- собственности;
- постоянного (бессрочного) пользования;
- пожизненного наследуемого владения.
Обратите внимание! Земельным налогом не облагаются:
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
2. Как рассчитывается земельный налог?
2.1. Формула для расчёта земельного налога
Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:
- налоговой базы;
- размера доли в праве;
- периода владения земельным участком;
- налоговой ставки;
- наличие либо отсутствие льгот.
Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:
Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,
Где:
Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
Д – размер доли в праве на земельный участок;
Нст – налоговая ставка;
Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).
Внимание! Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.
Рекомендации: проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России. (https://www.nalog.ru/rn33/service/nalog_calc).
2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога
Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.
Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.
Вы также можете узнать кадастровую стоимость интересующего Вас земельного участка по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Публичная кадастровая карта», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» официального сайта Росреестра www.rosreestr.ru.
2.3. Ставки по земельному налогу
Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
♦ 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
♦1,5 % в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ).
Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
2.4. Льготы по земельному налогу
Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:
- уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
- льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).
1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.
2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов I и II группы;
- инвалидов с детства, детей-инвалидов;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- пенсионеров, получающих назначенные в установленном порядке пенсии, а также лиц, достигших 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (п. 5 ст. 391 НК РФ).
Начиная с 2017 г., уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) осуществляется на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
- физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
- физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
15.04.2019 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 63-ФЗ), расширивший перечень льготников, которые могут уменьшить сумму налога на кадастровую стоимость 600 кв. м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ)
Положениями указанного закона установлено, что начиная с налогового периода 2018 года к числу льготников, имеющих право на такой налоговый вычет, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
К 3-ему виду относятся дополнительные льготы, которые могут быть установлены на местном уровне.
Наличие дополнительных льгот в конкретном регионе также можно проверить на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, необходимо представить заявление в налоговый орган по своему выбору. По желанию можно приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу.
Кроме того, Законом № 63-ФЗ, с учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, введен «проактивный порядок» предоставления льгот. В связи с этим в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган. То есть, в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 - 4, 7 - 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.
Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.
3. Сроки уплаты земельного налога
Срок уплаты земельного налога устанавливают местные органы власти (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).
Сроки, установленные в вашем регионе, можно уточнить на сайте ФНС http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.
Налогоплательщиками-физическими лицами земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка?
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ статья 391 НК РФ, посвященная порядку определения налоговой базы для целей исчисления земельного налога (в том числе и порядку пересчета налога при изменении кадастровой стоимости участка), дополнена пунктом 1.1.
При этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, не влечет за собой перерасчет налога, исходя из новой кадастровой стоимости за год, в котором произошло указанное изменение, а также за предыдущие периоды (абз. 1 п. 1.1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).
Внимание! Из этого правила есть исключения:
1-ый случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (например, в связи с изменением площади или категории земельного участка).
В данном случае указанное изменение стоимости учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абз. 2 п. 1.1 ст. 391 НК РФ) (т.е. по «старой» кадастровой стоимости будет рассчитываться земельный налог за полные месяцы с начала года до момента изменения, по «новой» стоимости – с момента внесения изменений в ЕГРН и до конца года).
2-ой случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления ошибок, в том числе:
- уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости,
- уменьшения кадастровой стоимости в связи с пересмотром кадастровой стоимости (по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.
В указанных случаях изменение стоимости учитывается начиная с даты начала применения недостоверных сведений (абз. 3 п. 1.1 ст. 391 НК РФ), т. е. излишне уплаченный налог за предыдущие годы может быть зачтён в счёт будущих платежей или возвращен налогоплательщику по его письменному заявлению.
3-ий случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
При этом сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда и внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (абз. 4 п. 1.1. ст. 391 НК РФ), т.е. в данном случае законодательством также установлена возможность возврата или зачета излишне уплаченного налога за предыдущие годы.
Важно! В законе предусмотрена возможность вернуть или зачесть земельный налог только за 3 года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом.
Перерасчет земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Остались вопросы - мы ответим! Задать вопрос.
Оригинал статьи на нашем сайте.