Сегодня по уровню образованности населения Россия опережает страны с сопоставимым уровнем душевых денежных доходов. Это такой же ресурс, каким в последние 15 лет была нефть, и он должен стать ключевым фактором роста благосостояния страны и каждого человека во второй четверти XXI века.
Наша страна имеет мощную образовательную систему, унаследованную от Советского Союза и значительно укрепившуюся в период 2000–2017 годов.
Население полностью охвачено общим средним образованием, при этом качество российской школы является достаточно высоким и в последние годы растет. Например, согласно ведущим международным исследованиям, умение читать, математическая подготовка наших школьников — одни из лучших в мире.
Россия входит в число лидеров по показателям охвата высшим и средним профессиональным образованием.
Национальные проекты, инициатива «Наша новая школа», проект модернизации региональных систем общего образования, президентские указы повысили оплату и престиж педагогического труда, ослабили острый дефицит инфраструктуры (включая информационно-технологическую), заложили основу системы объективной оценки образовательных результатов, расширили доступность дошкольного и дополнительного образования, подтолкнули развитие исследовательских и предпринимательских университетов.
Граждане России рассматривают образование как одну из приоритетных социальных ценностей: высокий уровень образования в их глазах является одной из самых важных гарантий жизненного успеха.
Достигнутый уровень образования и растущий социальный спрос на обучение дают России целый ряд преимуществ.
Среди них высокая активность населения в сфере пользовательских инноваций, высокое относительно дохода на душу населения культурное потребление и потребление технологических инноваций.
Однако сегодня высокий формальный образовательный потенциал населения России не капитализируется в полной мере: в группе стран с высоким охватом населения высшим и средним профессиональным образованием у России самый низкий подушевой ВВП, недостаточная динамика производительности труда.
Россия занимает очень высокое 4-е место в мире с точки зрения объема человеческого капитала (измеряется в основном через показатели охвата населения разными уровнями формального образования), но лишь 42-е место по параметрам реального использования навыков в трудовой деятельности и включенности в непрерывное образование.
При этом по такому важнейшему для роста экономики индикатору, как «доступность квалифицированных работников», Россия занимает 89-е место в мире.
Эти факты говорят о слабости реального влияния формально высокого уровня образования населения на экономический рост и его устойчивость. Объяснить диспропорцию между высоким формальным уровнем образования и низкой производительностью труда можно в первую очередь слабыми экономическими институтами, сформировавшимися в России.
Низкая прозрачность и искаженные стимулы для бизнеса, подавленная конкуренция, сложность в привлечении капитала и кредита, неэффективность рынка труда — вот короткий список институциональных препятствий для экономического роста.
Но это не означает, что нужно бросить модернизацию образования и заниматься только институтами экономики. Человеческий капитал имеет свое собственное, во многом автономное влияние на экономическое развитие.
Количественный прирост и качественные изменения человеческого капитала даже в условиях плохих институтов способны обеспечить лучшее качество продуктов и услуг, инициировать создание новых бизнесов и технологических проектов, в том числе в новых для российской экономики секторах с более высоким уровнем производительности труда.
При этом потребительский спрос на сложные продукты и услуги — «отображение» человеческого капитала в сфере потребления — способен «завести» экономику.
Человеческий капитал сам может выступать фактором формирования и закрепления новых, более эффективных экономических институтов.
Образованный человек более рационально мыслит, быстрее обучается новому. К тому же изменение экономических институтов — процесс длительный, он не сводится только к политическим действиям и изменению формальных норм.
Как показывает мировой опыт, временной разрыв между перестройкой поведения большинства экономических агентов и институтов и получением соответствующих позитивных эффектов составляет порядка 10 лет.
Изменения в образовании в целом ряде случаев дадут эффект быстрее: так, обновление высшего и профессионального образования скажется на экономических результатах России уже к 2022–2023 годам, а модернизация старшей ступени общеобразовательной школы — к 2025 году.
Между тем политика развития образования в России до сих пор в значительной мере была ориентирована не на вклад в экономическое и социальное развитие страны, а на внутренние проблемы системы, исходила в основном из представления об образовании как о сфере социальных обязательств.
Но сегодня она может и должна отвечать на вызовы развития страны — обеспечивать вклад в ускорение экономического роста, технологическую модернизацию, глобальную позицию и социальную устойчивость.
Только в этом случае расходы на образование станут не просто социальным обязательством для государства, но инвестицией в будущее с высокой отдачей.