Если в строке поиска в интернете забить вопрос о том, как найти спонсора, то вашему вниманию выскочит куча сайтов из серии службы знакомств и поиска содержанок. К сожалению, большинство наших спортсменов воспринимают спортивное спонсорство именно с такой точки зрения. Я такой весь из себя молодой и красивый, поэтому давайте содержите меня, а я за это буду не натурой расплачиваться, как в случае с девушками, а тем, что в свое удовольствие буду выступать на соревнованиях. Друзья мои, расстрою вас сразу и навсегда – в спорте это так не работает. Поиск спонсора это сложная, кропотливая, нудная работа, а после того как вы его найдете этой работы становится не то что меньше, а даже еще больше. Вам все еще интересна эта тема или ну его нафиг, буду ждать пока меня заметит богатый папик и подарит на гонки кучу денег за просто так? Те, кто остается ждать могут дальше не читать, а те, кто готов пахать оставайтесь с нами, так как я попробую вам задать основной вектор направления этой самой пахоты.
Для начала развею один миф. Многие считают, что рассчитывать на спонсорство может только быстрый гонщик который завоевывает высокие места в различных статусных чемпионатах. Это совсем не так! Даже если вы самый медленный хоббит на свете, то и у вас есть все шансы рассчитывать на то, что вами могут заинтересоваться. Как? - спросите вы. Обо все по порядку!
Для начала рассмотрим какие бывают уровни спонсорства. Их основных всего четыре:
1. Дар / пожертвование
2. Торговое спонсорство
3. Любительское спонсорство
4. Профессиональное спонсорство
С первого уровня мы все обычно начинаем и, к сожалению, там же и заканчиваем. Здесь все понятно, это стартовый уровень, как стартовый капитал вашего бизнеса. Мама с папой, друг или богатый дядя поверив в ваш талант выделили некоторое количество денег на то, чтобы вы проявили себя. В конце сезона вы действительно проявляете себя, становитесь чемпионом школы, города, района или даже края, но после этого почему-то спонсоры не выстраиваются в очередь, а у мамы с папой деньги уже закончились, да и дяде это все тоже перестало быть интересным. История тупиковая, поэтому ее можно рассматривать только как первоначальный пинок под зад, а вот на сколько дальше вперед вы с этого пинка улетите зависит только от вас.
Второй уровень это уже первая ступенька в серьезной работе спортсмен – партнер. В данном случае вы находите компанию (это может быть и местный ларек в гаражах по продаже мотозапчастей и большая компания представляющая серьезные бренды на рынке) которая в качестве спонсорской поддержки выделяет вам определенной продукции, будь то запчасти, экипировка, тюнинг и прочее, на определенную сумму денег. И вот тут начинается самое интересное! Если компания опытная, то перед тем, как заключить партнерское соглашение вы обговорите все нюансы того, как вы будете эти деньги (выданные в виде товара) отрабатывать, а если нет (что скорее всего, особенно если вы сталкиваетесь с этим первый раз) то вы должны будете сами знать как правильно отработать и отчитаться за вложенные в вас средства. И, поверьте, победы и подиумы за сезон в данном случае будут считаться далеко не в первую очередь.
И так, если у вас все сложилось, вы отлично отгоняли и отработали сезон для вашего партнера, то на следующий год у вас есть все шансы перейти на третий уровень спонсорства, который подразумевает тоже самое, что и торговое спонсорство, только помимо продукции компания за вашу отличную работу еще и начинает платить вам деньги. Небольшие, но все таки деньги! Соответственно, общая сумма вложенных в вас средств растет и, как результат, объем и качество выполняемой вами работы тоже должно расти.
Четвертый уровень это вершина спонсорской пирамиды, о которой все мечтают, но добираются до нее единицы. В этом случае вы находите генерального партнера который полностью оплачивает не только все расходы связанные с тренировочно-соревновательным процессом, но и дополнительно платит вам зарплату. Соответственно, вы можете подсчитать общую сумму потраченных на вас средств и понять на сколько больше вам нужно пахать, чтобы эту самую сумму отработать.
Прежде чем перейти к тому, как именно вы можете отработать такие огромные деньжища, кроме завоевания высоких мест на гонках, я еще хочу обратить ваше внимание на то, какие бывают виды спонсоров. Это важно знать для того, чтобы понимать что именно вы хотите от той или иной компании когда обращаетесь к ним за поддержкой.
Виды спонсоров:
А) генеральный / титульный
Оплачивает все расходы и занимает самое почетное место на вашей экипировке и технике. Может быть только один.
Б) Официальный
Оплачивает серьезную часть расходов, поддерживает продуктом. Таких спонсоров может быть несколько.
В) Технический
Как правило нет финансовой составляющей в договоре и партнер поддерживает только тем продуктом, который может быть вам полезен в гонках / тренировках. Например, шинные компании или производители техники.
Г) Медиа
СМИ любого типа, которые осуществляют вашу информационную поддержку. Вывешивают анонсы с гонок, записывают интервью, снимают видео ролики и пр.
А вот теперь попробуем разобраться, зачем же всем этим компаниям тратить на вас столько денег и что они ждут взамен. Запомните сразу, раз и навсегда, что победы и кубки о которых никто не узнал ни в соц сетях, ни тем более в серьезных СМИ - это совсем бесполезный факт в плане отработки спонсорских денег. Идея и вся философия спонсорства завязаны только на одном – реклама и продажи. Попробуйте поставить себя на место руководителя компании и на секунду стать бизнесменом, для которого каждый вложенный во что-то рубль должен как минимум удваиваться. Понимаете о чем это я? Если вы даете рекламу на телевидении, в журнале, газете или даже в соц. сетях, то естественно, вам это выливается в неслабую копеечку и вот тут на помощь приходят известные личности, так называемые лидеры мнений, в число которых входят и спортсмены. Компании тратя на вас 1 рубль должны на выходе получать 2 рубля в виде рекламы и увеличения продаж их продукта. Если этого не происходит, значит спонсирование превращается в убыточное мероприятие под название меценатство, а этим, как мы обсудили в самом начале, готовы заниматься только родственники или близкие дяди, которых обычно на долго не хватает.
Как же понять на сколько эффективно вы отрабатываете рекламу? Для начала загляните на ваши странички в соц. Сетях. Сколько у вас подписчиков? Сколько в среднем лайков и просмотров получают ваши посты? Каждый такой лайк имеет определенную цену и все можно перевести в деньги, где математика крайне проста. Также есть совершенно определенный прайс лист на рекламу в журналах и за секунды показа на телевидении, поэтому когда вы приходите к потенциальному спонсору вы должны в первую очередь показать ему не красивые картинки с подиумов и рассказом о том, что вы или ваш ребенок самый талантливый в южном федеральном округе и надо во что бы то ни стало поддерживать отечественный мотоспорт, а показать ваш медиа отчет с графиками за сезон переведенными в деньги, т.е. в вашу медийную стоимость. Как только вы подсчитаете свою стоимость, то сразу же для себя поймете на что можете рассчитывать и за сколько вы сможете себя «продать». Очевидно, что если за год ваша медийка стоит не больше 1000 рублей, то идти к спонсорам и просить денег на новый мотоцикл стоимостью несколько сотен тысяч просто глупо. В данном случае надо пойти и поработать над повышением вашей стоимости. А если вам будет достаточно 500р, то смело можно обращаться за такой поддержкой, потому что для вашего партнера такой расклад будет уже выглядеть как взаимовыгодное сотрудничество, а не акт пожертвования денег на мотоспорт.
Что делать, чтобы повысить вашу медийную стоимость, привлечь к себе внимание журналистов и увеличить количество лайков и подписчиков? К счастью, благодаря социальным сетям, в наше время мы сами можем выдавать кучу контента не дожидаясь когда на нас обратят внимания журналисты ведущих изданий и федеральных телеканалов. Живя в далеком Сибирском селе вы можете вещать на весь мир завоевывая свою аудиторию и не тратя при этом ни копейки (ну разве что на подключение к интернету). Контент правит миром, поэтому в первую очередь обратите внимание на его качество. Прекратите вывешивать размытые желтоватые фото на котором вы с голым пузом и в сланцах на подиуме размахиваете призом за первое место. Подпишитесь на ведущих мировых гонщиков и старайтесь подражать им. Неважно как быстро вы мчитесь к финишу, важно на сколько фотогенично вы будете смотреться в кадре. Поверьте, фотограф из местной газеты скорее поместит на первую полосу изображение красивого и опрятно одетого спортсмена который приехал на второе, третье или даже десятое место, чем победителя в рваных штанах и ботах подвязанных изолентой. А если скорость, техника и вкус победы будут совмещены с красотой, то тут вам равных не будет совершенно точно.
Еще один миф из опыта общения с нашими, да и не только нашими, спортсменами. Большинство искренне считает, что наличие логотипа спонсора на экипировке и технике это все, что от них требуется. Увы и ах, вся эта красота это лишь вишенка на торте партнерских отношений. В первую очередь вы должны стать носителем идеи вашего спонсора и основным связующим звеном между ним и вашими фанатами, их потенциальными покупателями. Вы должны сами искренне любить ту компанию и тот продукт который рекламируете иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Работайте над вашим имиджем. Когда вы подписываете договор о сотрудничестве, то автоматически становитесь лицом той или иной компании. И это лицо должно всегда быть привлекательным как внешне, так и внутренне как страничка глянцевого модного журнала. Следите за тем, что и как вы пишите. Никогда не скандальте на публике, не ввязывайтесь в неоднозначные споры о политике и религии. Никогда не выносите сор из избы. Подтяните ваше знание грамматики русского языка. Вы должны максимально привлекать, а не отталкивать публику. Все это занимает колоссальное количество времени и сил, но это и есть часть большой работы профессионального спортсмена, особенно на начальном уровне, пока у вас не появится возможность зарабатывать столько денег, чтобы нанять специалистов по СММ, имиджмейкеров и пиару. Но поверьте, даже именитые мировые спортсмены в большинстве своем сами ведут свои страницы в инстаграм и фейсбук, потому что лучше вас ни за какие деньги никто этого не сделает.
К сожалению, в рамках одной статьи не рассказать все нюансы о том, как правильно вести соц.сети, о том как составлять грамотное партнерское предложение и презентацию спортсмена, в какое время года правильно начинать искать спонсоров на сезон, как работать с имиджем и повышать стоимость персонального бренда, поэтому, если вас это интересует, буду периодически раскрывать эту тему и дальше.