Найти тему
NIFONTOVA13 pro rally

Как найти спонсора и перестать тратить деньги на спорт.

Если в строке поиска в интернете забить вопрос о том, как найти спонсора, то вашему вниманию выскочит куча сайтов из серии службы знакомств и поиска содержанок. К сожалению, большинство наших спортсменов воспринимают спортивное спонсорство именно с такой точки зрения. Я такой весь из себя молодой и красивый, поэтому давайте содержите меня, а я за это буду не натурой расплачиваться, как в случае с девушками, а тем, что в свое удовольствие буду выступать на соревнованиях. Друзья мои, расстрою вас сразу и навсегда – в спорте это так не работает. Поиск спонсора это сложная, кропотливая, нудная работа, а после того как вы его найдете этой работы становится не то что меньше, а даже еще больше. Вам все еще интересна эта тема или ну его нафиг, буду ждать пока меня заметит богатый папик и подарит на гонки кучу денег за просто так? Те, кто остается ждать могут дальше не читать, а те, кто готов пахать оставайтесь с нами, так как я попробую вам задать основной вектор направления этой самой пахоты.

В начале пути все кажется непонятным и туманным.
В начале пути все кажется непонятным и туманным.

Для начала развею один миф. Многие считают, что рассчитывать на спонсорство может только быстрый гонщик который завоевывает высокие места в различных статусных чемпионатах. Это совсем не так! Даже если вы самый медленный хоббит на свете, то и у вас есть все шансы рассчитывать на то, что вами могут заинтересоваться. Как? - спросите вы. Обо все по порядку!

Для начала рассмотрим какие бывают уровни спонсорства. Их основных всего четыре:

1. Дар / пожертвование

2. Торговое спонсорство

3. Любительское спонсорство

4. Профессиональное спонсорство

С первого уровня мы все обычно начинаем и, к сожалению, там же и заканчиваем. Здесь все понятно, это стартовый уровень, как стартовый капитал вашего бизнеса. Мама с папой, друг или богатый дядя поверив в ваш талант выделили некоторое количество денег на то, чтобы вы проявили себя. В конце сезона вы действительно проявляете себя, становитесь чемпионом школы, города, района или даже края, но после этого почему-то спонсоры не выстраиваются в очередь, а у мамы с папой деньги уже закончились, да и дяде это все тоже перестало быть интересным. История тупиковая, поэтому ее можно рассматривать только как первоначальный пинок под зад, а вот на сколько дальше вперед вы с этого пинка улетите зависит только от вас.

Хороший пинок под зад всем только на пользу!
Хороший пинок под зад всем только на пользу!

Второй уровень это уже первая ступенька в серьезной работе спортсмен – партнер. В данном случае вы находите компанию (это может быть и местный ларек в гаражах по продаже мотозапчастей и большая компания представляющая серьезные бренды на рынке) которая в качестве спонсорской поддержки выделяет вам определенной продукции, будь то запчасти, экипировка, тюнинг и прочее, на определенную сумму денег. И вот тут начинается самое интересное! Если компания опытная, то перед тем, как заключить партнерское соглашение вы обговорите все нюансы того, как вы будете эти деньги (выданные в виде товара) отрабатывать, а если нет (что скорее всего, особенно если вы сталкиваетесь с этим первый раз) то вы должны будете сами знать как правильно отработать и отчитаться за вложенные в вас средства. И, поверьте, победы и подиумы за сезон в данном случае будут считаться далеко не в первую очередь.

И так, если у вас все сложилось, вы отлично отгоняли и отработали сезон для вашего партнера, то на следующий год у вас есть все шансы перейти на третий уровень спонсорства, который подразумевает тоже самое, что и торговое спонсорство, только помимо продукции компания за вашу отличную работу еще и начинает платить вам деньги. Небольшие, но все таки деньги! Соответственно, общая сумма вложенных в вас средств растет и, как результат, объем и качество выполняемой вами работы тоже должно расти.

Если все делать правильно, то движение вверх не заставит себя ждать.
Если все делать правильно, то движение вверх не заставит себя ждать.

Четвертый уровень это вершина спонсорской пирамиды, о которой все мечтают, но добираются до нее единицы. В этом случае вы находите генерального партнера который полностью оплачивает не только все расходы связанные с тренировочно-соревновательным процессом, но и дополнительно платит вам зарплату. Соответственно, вы можете подсчитать общую сумму потраченных на вас средств и понять на сколько больше вам нужно пахать, чтобы эту самую сумму отработать.

Прежде чем перейти к тому, как именно вы можете отработать такие огромные деньжища, кроме завоевания высоких мест на гонках, я еще хочу обратить ваше внимание на то, какие бывают виды спонсоров. Это важно знать для того, чтобы понимать что именно вы хотите от той или иной компании когда обращаетесь к ним за поддержкой.

Виды спонсоров:

А) генеральный / титульный

Оплачивает все расходы и занимает самое почетное место на вашей экипировке и технике. Может быть только один.

Б) Официальный

Оплачивает серьезную часть расходов, поддерживает продуктом. Таких спонсоров может быть несколько.

В) Технический

Как правило нет финансовой составляющей в договоре и партнер поддерживает только тем продуктом, который может быть вам полезен в гонках / тренировках. Например, шинные компании или производители техники.

Г) Медиа

СМИ любого типа, которые осуществляют вашу информационную поддержку. Вывешивают анонсы с гонок, записывают интервью, снимают видео ролики и пр.

Став "лицом" компании вы должны будете уметь всегда поддерживать положительный имидж.
Став "лицом" компании вы должны будете уметь всегда поддерживать положительный имидж.

А вот теперь попробуем разобраться, зачем же всем этим компаниям тратить на вас столько денег и что они ждут взамен. Запомните сразу, раз и навсегда, что победы и кубки о которых никто не узнал ни в соц сетях, ни тем более в серьезных СМИ - это совсем бесполезный факт в плане отработки спонсорских денег. Идея и вся философия спонсорства завязаны только на одном – реклама и продажи. Попробуйте поставить себя на место руководителя компании и на секунду стать бизнесменом, для которого каждый вложенный во что-то рубль должен как минимум удваиваться. Понимаете о чем это я? Если вы даете рекламу на телевидении, в журнале, газете или даже в соц. сетях, то естественно, вам это выливается в неслабую копеечку и вот тут на помощь приходят известные личности, так называемые лидеры мнений, в число которых входят и спортсмены. Компании тратя на вас 1 рубль должны на выходе получать 2 рубля в виде рекламы и увеличения продаж их продукта. Если этого не происходит, значит спонсирование превращается в убыточное мероприятие под название меценатство, а этим, как мы обсудили в самом начале, готовы заниматься только родственники или близкие дяди, которых обычно на долго не хватает.

Как же понять на сколько эффективно вы отрабатываете рекламу? Для начала загляните на ваши странички в соц. Сетях. Сколько у вас подписчиков? Сколько в среднем лайков и просмотров получают ваши посты? Каждый такой лайк имеет определенную цену и все можно перевести в деньги, где математика крайне проста. Также есть совершенно определенный прайс лист на рекламу в журналах и за секунды показа на телевидении, поэтому когда вы приходите к потенциальному спонсору вы должны в первую очередь показать ему не красивые картинки с подиумов и рассказом о том, что вы или ваш ребенок самый талантливый в южном федеральном округе и надо во что бы то ни стало поддерживать отечественный мотоспорт, а показать ваш медиа отчет с графиками за сезон переведенными в деньги, т.е. в вашу медийную стоимость. Как только вы подсчитаете свою стоимость, то сразу же для себя поймете на что можете рассчитывать и за сколько вы сможете себя «продать». Очевидно, что если за год ваша медийка стоит не больше 1000 рублей, то идти к спонсорам и просить денег на новый мотоцикл стоимостью несколько сотен тысяч просто глупо. В данном случае надо пойти и поработать над повышением вашей стоимости. А если вам будет достаточно 500р, то смело можно обращаться за такой поддержкой, потому что для вашего партнера такой расклад будет уже выглядеть как взаимовыгодное сотрудничество, а не акт пожертвования денег на мотоспорт.

Каждое интервью это в первую очередь ваши деньги.
Каждое интервью это в первую очередь ваши деньги.

Что делать, чтобы повысить вашу медийную стоимость, привлечь к себе внимание журналистов и увеличить количество лайков и подписчиков? К счастью, благодаря социальным сетям, в наше время мы сами можем выдавать кучу контента не дожидаясь когда на нас обратят внимания журналисты ведущих изданий и федеральных телеканалов. Живя в далеком Сибирском селе вы можете вещать на весь мир завоевывая свою аудиторию и не тратя при этом ни копейки (ну разве что на подключение к интернету). Контент правит миром, поэтому в первую очередь обратите внимание на его качество. Прекратите вывешивать размытые желтоватые фото на котором вы с голым пузом и в сланцах на подиуме размахиваете призом за первое место. Подпишитесь на ведущих мировых гонщиков и старайтесь подражать им. Неважно как быстро вы мчитесь к финишу, важно на сколько фотогенично вы будете смотреться в кадре. Поверьте, фотограф из местной газеты скорее поместит на первую полосу изображение красивого и опрятно одетого спортсмена который приехал на второе, третье или даже десятое место, чем победителя в рваных штанах и ботах подвязанных изолентой. А если скорость, техника и вкус победы будут совмещены с красотой, то тут вам равных не будет совершенно точно.

Еще один миф из опыта общения с нашими, да и не только нашими, спортсменами. Большинство искренне считает, что наличие логотипа спонсора на экипировке и технике это все, что от них требуется. Увы и ах, вся эта красота это лишь вишенка на торте партнерских отношений. В первую очередь вы должны стать носителем идеи вашего спонсора и основным связующим звеном между ним и вашими фанатами, их потенциальными покупателями. Вы должны сами искренне любить ту компанию и тот продукт который рекламируете иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Любовь к тому что вы делаете и рекламируете - залог успеха!
Любовь к тому что вы делаете и рекламируете - залог успеха!

Работайте над вашим имиджем. Когда вы подписываете договор о сотрудничестве, то автоматически становитесь лицом той или иной компании. И это лицо должно всегда быть привлекательным как внешне, так и внутренне как страничка глянцевого модного журнала. Следите за тем, что и как вы пишите. Никогда не скандальте на публике, не ввязывайтесь в неоднозначные споры о политике и религии. Никогда не выносите сор из избы. Подтяните ваше знание грамматики русского языка. Вы должны максимально привлекать, а не отталкивать публику. Все это занимает колоссальное количество времени и сил, но это и есть часть большой работы профессионального спортсмена, особенно на начальном уровне, пока у вас не появится возможность зарабатывать столько денег, чтобы нанять специалистов по СММ, имиджмейкеров и пиару. Но поверьте, даже именитые мировые спортсмены в большинстве своем сами ведут свои страницы в инстаграм и фейсбук, потому что лучше вас ни за какие деньги никто этого не сделает.

К сожалению, в рамках одной статьи не рассказать все нюансы о том, как правильно вести соц.сети, о том как составлять грамотное партнерское предложение и презентацию спортсмена, в какое время года правильно начинать искать спонсоров на сезон, как работать с имиджем и повышать стоимость персонального бренда, поэтому, если вас это интересует, буду периодически раскрывать эту тему и дальше.