Нацбанк "завязал" с валютными заимствованиями как минимум до конца года.
Комитет по операциям на финансовых рынках Национального банка принял решение о корректировке объема эмиссии облигаций Национального банка, номинированных в иностранной валюте, во втором полугодии 2019 года, в связи с чем запланированные на октябрь-декабрь аукционы проводиться не будут.
Последний аукцион состоялся 20 августа 2018 года. На второе полугодие 2019 г. у регулятора было запланировано взять 120 млн долларов США под свои облигации. Наращенный уровень ЗВР успокоил регулятора и теперь до конца года он будет только погашать свои обязательства. : октябрь - $35 млн, ноябрь - $42 млн, декабрь- $44 млн.
КО НБ пользовались хорошей популярностью у банков при отсутсвии широкой альтернативы инструментария для регулирования валютной ликвидности. Инвестиционные характеристики бумаг были интереснее долгосрочных "минфинок".
Целевое назначение инструмента - пополнение ЗВР. То есть, по сути "имиджевая" операция с заведомо отрицательным финрезультатом. Эти пассивы элементарно дороже , чем активы в которые ложатся ЗВР. Для регулятора, активно проводящего ( вербально, на словах) политику дедолларизации подобный инструмент вообще трудно представить. Ничего особо криминального в нем нет, но уважаюшие себя центробанки такой ерундой не занимаются. Нам не известен ни один центробанк, который бы формировал золотовалютные резервы за счет краткосрочных долговых источников на внутреннем рынке (кому известен оставляйте комментарий или пишите на почту info@belinvest.by ).
Практика применения подобных заимствований началась в конце 2014 г с приходом нового руководства Нацбанка. К пятилетнему "рисованию" среднесрочных бенчмарков в иностранной валюте можно было бы относиться по другому, если бы параллельно с этим регулятор проводил подобную же работу по выстраиванию среднесрочной структуры процентных ставок в национальной валюте.
Но на протяжении многих лет Нацбанк ограничивается своими рублевыми "недельками" - операциями фактически до востребования. Среднесрочных рублевых инструментов , демонстрирующих привлекательность вложений в национальной валюте и выталкивающих валюту с внутреннего рынка у регулятора НЕТ. Хотя подобные инструменты денежно-кредитной политики присутствуют в арсенале каждого цивилизованного центробанка и являются основой ценообразования на денежных рынках.
Дабы блюсти процентную стабильность и оправдать свое отсутствие в рынке для формирования временной структуры процентных ставок Нацбанк с марта 2019 выдумал кабинетную методику определения справедливых рыночных ставок . "Руками" и "бумажками" отрегулировать получается лучше.
Отсутсвие рыночных средснесрочных ставок - это и отсутствие базы для проведения долгосрочных заимствований в национальной валюте для второго "дедолларизатора"- Минфина, который также отказался от рублевых сделок и гребет на внутреннем рынке исключительно валюту.
"Любите белорусский рубль" - говорят нам регулярно и лукаво Нацбанк с Минфином. При этом сами в рынке занимаются связыванием внутренних инвалютных ресурсов на продолжительные сроки. Для начала пусть полюбят рубль сами регуляторы, тогда может и остальные участники рынка начнут к ним прислушиваться.
Материал по теме : ДЕДОЛЛАРИЗАТОРЫ И ПЕРЕЖИТКИ ПРОШЛОГО