«Мистер Икс», фильм Юлия Хмельницкого, вышедший на экраны в 1958 году, достаточно типичен для того времени. Он имеет как положительные черты, так и недостатки советского кино 1940-х-1950-х гг.
Великолепный сценарий и остроумные реплики персонажей. Мало кто может забыть «Помилуйте, только что бегала!» или «Ну, что выросло, то выросло». В фильме нет практически не одного лишнего слово, каждое лыко – в строку. История оклеветанного дядей Этьена Вердье, порвавшим со своим классом и ставшего циркачом развертывается быстро, четко и без лишних провисаний. Сюжет нисколько не затянут, каждый эпизод – по делу.
Прекрасные актерские работы. Георг Отс в роли Этьена Вердье/Мистера Икса/ графа де Шатонефа трагичен, горд и независим.
Марина Юрасова в роли Теодоры Вердье красива, грустна и обладает большим чувством собственного достоинства. Сразу видно, что она богата, хорошо воспитана и осознает себе цену.
Зоя Виноградова (Мари Латуш) храбра, дерзка и очаровательна.
Николай Каширский (Тони) добр, неуклюж и искренне влюблен в Мари.
Анатолий Королькевич (барон де Кревельяк) коварен, зол и подл.
Но, безусловно, настоящими звездами этого фильма стали Гликерия Богданова-Чеснокова в роли мадам Каролины и Григорий Ярон в роли Пеликана. Эта пара заставит смеяться и мертвого, это актеры экстра-класса.
Я очень советую посмотреть именно эту версию оперетты, а не снятую позже «Принцессу цирка» просто потому, что люди 1950-х годов куда ближе по типажу к тем, что жили в начале века, чем наши современники или люди 1980-х. Да, цирковые артистки были такие, кругленькие. Да, светские дамы тоже худобой не страдали. Кстати, вы знаете, что Марине Юрасовой, когда она снималась в «Мистере Иксе» было всего 23? Она ослепительно хороша, но она именно дама, а не девушка-вертушка. Такой и должна была быть мадам Вердье.
Ну, про прекрасную музыку Кальмана можно не писать, без нее фильма бы не было. Равно, как и про то, что в оригинальной версии действие происходило в Петербурге, а главными героями были граф Федя и графиня Федора Палинские. В СССР и России эту развесистую клюкву поставить было бы сложно, поэтому имена героям и их геолокацию традиционно меняют, обычно отправляя их во Францию. Но австрийцы в свое время сняли «Принцессу цирка» по оригинальному либретто, получилось очень прикольно.
Но вернемся к «Мистеру Иксу».
Теперь поговорим о минусах. Их немного, но они есть.
Георг Отс прекрасный певец. Но он певец оперный и тяжеловат для своего персонажа. Он слишком обстоятельный, слишком серьезный. Да и циркач-гимнаст из него никакой. Ну и в целом фильм не смотрится легким. А ведь это оперетта.
Фильм несколько заидеологизирован. Я сейчас говорю о том, что в сюжет вплетено слишком много мотивов классовой борьбы. Артисты цирка – творческие люди трудяги, а обеспеченные зрители – это эксплуататоры и бездельники. Почему? Может, они ученые, врачи или адвокаты, никто ведь не может сказать на какие деньги они живут. Да и светский человек – вовсе не обязательно подлец и мерзавец. В большинстве своем эти графы и бароны шли в первых рядах воевать, когда их родина вступала в войну. Но это – общая беда советского кино. Боюсь, без этих моментов фильм бы просто не сняли бы.
P.S. Николай Каширский смотрится в «Мистере Иксе» почти мальчиком. Между тем, на момент выхода фильма ему было уже 35 лет и с 1942 по 1947 он был в армии, то есть прошел войну. Вот такие были тогда артисты оперетты.
Картинки с сайтов https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3908/annot/ и https://www.kinopoisk.ru/film/46655/view_info/fact/#trivia_fact