В настоящее время в России органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти. Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами.
Однако в мире, помимо Государственной системы принудительного исполнения, существуют, и кстати достаточно эффективно, еще две модели: Частная и Смешанная.
Частная система принудительного исполнения характеризуется тем, что судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью имущественную ответственность за результаты своей работы. Частный судебный пристав получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства. Обычно частные исполнители подконтрольны Министерству юстиции.
Такие "частники" более замотивированы на исполнение решений суд, ведь они получают с этого прибыль. Фактически это предприниматели, оказывающие определенные услуги. Однако, в некоторых странах, например в Эстонии, частный исполнитель сродни нотариусу, то есть он не является ни предпринимателем, ни государственным чиновником.
Частные судебный исполнители успешно работают во многих странах: в Эстонии, Литве, Латвии, Франции, Италии, Словакии, Словении, Венгрии, Нидерландах, Польше, Румынии и т.д. Деятельность осуществляется по лицензии.
В России уже с 2006 года ведется обсуждение создания института частных судебных приставов, так как показатели взыскания ФССП оставляют желать лучшего. Например, по данным ЦСР в 2017 году судебные приставы России взыскали только 13% от общей суммы задолженности, большинство же закрытых дел приходилось на небольшие штрафы и мелкие суммы. Вы только вдумайтесь в эту цифру - всего 13 (тринадцать!) процентов.
Смешанная система подразумевает одновременное наличие и государственных, и частных судебных исполнителей. Такая система присутствует в Бельгии, Канаде, Болгарии, Казахстане, Великобритании.
Читайте также:
Зачем в России хотят создать институт Частных Приставов?