Найти тему
Goszakaz.kz

Конкурс с ПКО: когда проводить и кто вправе участвовать

Оглавление
Конкурс с предварительным квалификационным отбором был предусмотрен еще при принятии и введении в действие Закона РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» в его первой редакции, и его широкое использование ожидалась еще с 1 апреля 2016 года. По непонятным причинам данный способ длительное время не применялся, хотя и уполномоченный орган с 2017 года неоднократно проводил процедуру приема заявок от потенциальных поставщиков в сфере строительно-монтажных работ, при этом ни один из заказчиков при приобретении данных работ этот способ не применял.
Конкурс с предварительным квалификационным отбором был предусмотрен еще при принятии и введении в действие Закона РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» в его первой редакции, и его широкое использование ожидалась еще с 1 апреля 2016 года. По непонятным причинам данный способ длительное время не применялся, хотя и уполномоченный орган с 2017 года неоднократно проводил процедуру приема заявок от потенциальных поставщиков в сфере строительно-монтажных работ, при этом ни один из заказчиков при приобретении данных работ этот способ не применял.

Конкурс с предварительным квалификационным отбором был предусмотрен еще при принятии и введении в действие Закона РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» в его первой редакции, и его широкое использование ожидалась еще с 1 апреля 2016 года. По непонятным причинам данный способ длительное время не применялся, хотя и уполномоченный орган с 2017 года неоднократно проводил процедуру приема заявок от потенциальных поставщиков в сфере строительно-монтажных работ, при этом ни один из заказчиков при приобретении данных работ этот способ не применял.

Главное в статье:

  • Когда проводится конкурс с предварительным квалификационным отбором
  • Порядок осуществления закупки конкурсом с ПКО
  • Юридическая коллизия и проблемы заказчиков при закупках способом конкурса с ПКО

Когда проводится конкурс с предварительным квалификационным отбором

Для большинства заказчиков 1 июля 2019 года ознаменовался как день, с которого приобретение строительно-монтажных работ, товаров легкой промышленности и мебельной промышленности стало невозможным в государственных закупках иным способом, кроме как конкурсом с предварительным квалификационным отбором.

Причиной тому является вступивший в действие с 1 июля 2019 года приказ первого заместителя Премьер-министра РК – Министра финансов РК от 31 мая 2019 года № 521 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с предварительным квалификационным отбором».

Ознакомится с законом (Скачать)
Сканируйте для ознакомления с ПП РК № 521 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с предварительным квалификационным отбором»
Сканируйте для ознакомления с ПП РК № 521 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с предварительным квалификационным отбором»

Юридическая обоснованность вышеуказанного приказа прямо вытекает из положений пункта 1 статьи 31 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), который гласит: «государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом»; а также пункта 2 статьи 13 Закона, согласно которому заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом, за исключением перечня товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом.

Юридическая коллизия и проблемы заказчиков при закупках способом конкурса с ПКО

Большое количество закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором (далее – конкурс с ПКО) были признаны несостоявшимися, так как согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 31 Закона в таком виде конкурса вправе участвовать только потенциальные поставщики, прошедшие квалификационный отбор. Таковых по состоянию на 20 августа обнаружилось 25 участников, к сожалению, на 1 июля квалифицированных поставщиков было значительно меньше.

Кроме того, интересной представляется ситуация, возникшая при осуществлении государственных закупок среди отдельных категорий поставщиков – общественных объединений инвалидов РК и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов РК.

Так, согласно пункту 3 статьи 51 Закона перечень  товаров, работ, услуг, закупаемых у данной категории поставщиков, определяется Правительством РК.

В свою очередь согласно подпунктам 1)–12) пункта 1 Перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан, производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, утвержденного постановлением Правительства РК от 31 декабря 2015 года № 1181, такие товары, как, например, постельное белье всех наименований, ряд позиций одежды, вся мебель и столярные изделия, подлежат приобретению исключительно у организаций инвалидов.

Абзацы 1 и 3 пункта 4 статьи 51 Закона:
«Для реализации положений, установленных пунктом 2 настоящей статьи, организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способами, предусмотренными настоящим Законом, к которым допускаются производящие и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан». «При осуществлении государственных закупок в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи организатор государственных закупок в тексте объявления указывает, что государственные закупки осуществляются исключительно среди производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан».
Абзацы 1 и 3 пункта 4 статьи 51 Закона: «Для реализации положений, установленных пунктом 2 настоящей статьи, организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способами, предусмотренными настоящим Законом, к которым допускаются производящие и (или) поставляющие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги общественные объединения инвалидов Республики Казахстан и (или) организации, созданные общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан». «При осуществлении государственных закупок в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи организатор государственных закупок в тексте объявления указывает, что государственные закупки осуществляются исключительно среди производящих и (или) поставляющих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги общественных объединений инвалидов Республики Казахстан и (или) организаций, созданных общественными объединениями инвалидов Республики Казахстан».

Таким образом, в нормах приказа Министра финансов РК имеются положения, которые прямо противоречат требованиям постановления Правительства РК.

При этом согласно подпунктам 7), 8) пункта 2 статьи 10 Закона РК от 6 апреля 2016 года № 480-V «О правовых актах» нормативные правовые постановления Правительства РК по своей юридической силе выше, чем приказы Министра финансов РК.

Кроме того, в пункте 3 статьи 10 вышеуказанного закона четко обозначено, что каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Однако на сегодняшний день веб-портал государственных закупок технически не позволяет заказчику выбрать иной способ или категорию поставщиков, кроме как конкурс с ПКО, в таком случае делая невозможным приобретение товаров, работ и услуг у организаций инвалидов по перечню, утвержденному Правительством РК.
Однако на сегодняшний день веб-портал государственных закупок технически не позволяет заказчику выбрать иной способ или категорию поставщиков, кроме как конкурс с ПКО, в таком случае делая невозможным приобретение товаров, работ и услуг у организаций инвалидов по перечню, утвержденному Правительством РК.

Порядок осуществления закупки конкурсом с ПКО

Необходимо также обратить внимание на порядок осуществления государственной закупки способом конкурса с ПКО.

Как ранее уже указывалось, первый этап предполагает определение степени соответствия установленным критериям потенциального поставщика, претендующего на включение в реестр квалифицированных участников.

При этом сама процедура включения в реестр квалифицированных поставщиков для многих поставщиков затруднительна по ряду причин.

Во-первых, необходимо получить индустриальный сертификат в ННП РК

«Атамекен», что в свою очередь также предполагает осуществление ряда действий: подача заявки, предварительное рассмотрение документов, выезд эксперта, получение подтверждения эксперта. После получения заключения эксперта представители палаты и акимата вновь осуществляют выездную проверку для осмотра производства, проверяется наличие лицензий и разрешений, документов об оценке соответствия, также подлежит изучению налоговая отчетность, соблюдение техники безопасности, проводится ли предприятием обучение персонала, а также номинирована ли организация на государственные премии и гранты.

После получения сертификата поставщику необходимо подать заявку, при этом дополнительно осуществляется проверка на наличие у поставщика индустриального сертификата из Реестра отечественных производителей. Если сертификат отсутствует или его срок действия истек, система не позволит произвести подачу заявки. Дополнительно производится проверка того, на какие коды ЕНС ТРУ получены индустриальные сертификаты. Если же коды не совпадают с перечнем кодов по легкой и мебельной промышленности, то поставщик не сможет подать заявку.

Следует также отметить, что весь указанный процесс не только носит продолжительный по времени характер, но и обусловлен материальными затратами, а также привлечением дополнительных трудовых ресурсов.

Для заказчика 2-й этап конкурса с ПКО осуществляется по правилам открытого конкурса, что подтверждается пунктом 3 статьи 31 Закона, где сказано следующее: «Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются статьями 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона».

Единственной особенностью является то, что в таком конкурсе доступ предоставляется только определенной категории поставщиков.

Конкурс с ПКО интересен и тем, что, несмотря на требования приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 19 января 2018 года № 41 «Об утверждении типовой конкурсной документации товаров легкой и мебельной промышленности», веб-портал государственных закупок, игнорируя его нормы, автоматически формирует техническую спецификацию, как и для закупки иных видов товаров способом открытого конкурса.

Ознакомится с законом (Скачать)
Приказ Министерства по Инвестициям и Развитию РК от 19.01.2018    № 41 Ознакомится.
Приказ Министерства по Инвестициям и Развитию РК от 19.01.2018 № 41 Ознакомится.

В заключение хотелось бы остановиться на одной интересной особенности конкурса с ПКО. Состоит она в том, что если закупки среди организаций инвалидов признаны несостоявшимися, то по правилам пункта 5 статьи 51 Закона заказчик принимает решение об осуществлении государственных закупок среди иных потенциальных поставщиков. Однако такие нормы у заказчика отсутствуют для закупок конкурсом с ПКО. На практике это чревато тем, что в небольших населенных пунктах подобные конкурсы просто не состоятся ввиду отсутствия у квалифицированных поставщиков интереса к небольшим объемам поставок и отдаленности заказчика.

Таким образом, институт конкурса с предварительным квалификационным отбором за столь короткий срок своего фактического существования показал необходимость большего внимания со стороны законодателей и уполномоченного органа, так как в противном случае система государственных закупок будет испытывать всё большие трудности, которые повлекут за собой увеличение коррупционных и финансовых нарушений в данной сфере общественных отношений.

Источник: Электронный журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"