-Кто был последним русским императором? - Николай II. -Да нет, Михаил. -Да что Вы! Михаил - первый русский царь из династии Романовых. В 1917 году династия прервалась. Царь Николай II отрекся. А потом его вообще большевики расстреляли. Ведь так?
Так, да не совсем так.
...27 февраля 1917 года во время революционных событий в Петрограде в Думу пришел указ Николая II о приостановке работы IV Государственной Думы.
Но члены Думы не согласились с решением царя и образовали Временный комитет Государственной думы. Председатель Думы М.В. Родзянко стал председателем Временного комитета, а царские министры подали царю коллективное прошение об отставке. Было решено сформировать новое - "временное" - правительство до созыва Учредительного собрания.
В феврале 1917 года в стране произошла буржуазно-демократическая революция.
Дума, в которой преобладали представители октябристов и кадетов, уже давно вынашивала планы отстранения Николая II от власти. Сдерживало ее только одно: боязнь, что отстранение царя может привести к революции. Николай II, в свою очередь, был недоволен работой Думы и также вынашивал планы разделаться с ней. Сдерживало царя также только одно: боязнь остаться один на один с назревающей революцией.
2 марта 1917 года депутаты Государственной Думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин выехали в Псков, где, в ставке генерала Н.В. Рузского, по их сведениям, находился Николай II. Они ехали для переговоров с Николай II - с предложением отречения царя от престола в пользу сына Алексея при регентстве его дяди, брата царя Великого князя Михаила Александровича.
По воспоминаниям Шульгина, в Псков они прибыли достаточно поздно, в 10 часов вечера, и думали сначала переговорить с генералом Рузским. "Но, как только поезд остановился, в вагон вошел один из адъютантов государя и сказал нам: "Его величество вас ждет".
Дальше Шульгин вспоминает: "Я боялся, что Гучков скажет царю что-нибудь злое, безжалостное, но этого не случилось. Гучков говорил довольно долго, гладко, даже стройно в расположении частей своей речи. Он совершенно не коснулся прошлого. Он изложил современное положение, стараясь выяснить, до какой бездны мы дошли. Он говорил, не глядя на царя, положив правую руку на стол и опустив глаза ... закончив тем, что единственным выходом из положения было бы отречение царя от престола в пользу маленького Алексея, с назначением регентом великого князя Михаила". Царь знал, зачем к нему пришли, т.к. генерал Рузский шепнул Шульгину: "Это уже дело решенное".
Николай II принял решение отречься от престола, но не в пользу сына, а в пользу брата Михаила. Причину он высказал сам: "...я понял, что расстаться со своим сыном я не способен".
"...я понял, что расстаться со своим сыном я не способен", - сказал Николай II, отказавшись подписать отречение от престола в пользу сына, цесаревича Алексея.
Как состоялось отречение? Шульгин: "Я не помню точно, когда царь встал и ушел в соседний вагон подписать акт. Приблизительно около четверти двенадцатого царь вновь вошел в наш вагон, - в руках он держал листочки небольшого формата. Он сказал: -Вот акт отречения, прочтите"; царь оказывается, уже сам написал текст отречения, указав время - 15 ч. По манифесту, Михаил Александрович был обязан принести присягу на верность конституции и стать конституционным монархом.
Шульгин: "Акт был написан на двух или трех листочках небольшого формата с помощью пишущей машинки. На заглавном листе стояло слева слово: "Ставка", а справа "Начальнику штаба". Подпись была сделана карандашом ... все это событие огромной исторической важности произошло между 11 и 12 часами в ночь со 2-го на 3-е марта ... После этого было прощание".
...Тем временем в столице, в революционном Петрограде, после переговоров Временного комитета Государственной думы и петроградского Совета было сформировано Временное правительство.
Временное правительство должно было действовать до созыва Учредительного собрания.
Николай II утвердил состав правительства и в ночь со 2 на 3 марта отрекся от престола за себя и за сына Алексея в пользу брата Михаила Александровича.
Вот как описывает в дневнике события 2 марта сам Николай II: "2-го марта [1917 г.]. Четверг. Утром пришел Рузский и прочел свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц.-дем. партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в Ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2 1/2 [ч.] пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из Ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость, и обман".
"В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость, и обман" (из дневника Николая II).
Обвиняли царя в связи с таким отречением и в хитрости, видели в его поступке тактический ход, могущий в будущем объявить отречение недействительным. Мы уже знаем, что акт отречения, написанный на бланке, не был озаглавлен, на бланке стояло: "Начальнику штаба".
Было и такое мнение, что проявилась некомпетентность царя либо малодушие. "Сдал великую империю, как командование эскадроном" (генерал Д.Н. Дубенский). Вряд ли это так. Николай II, может, и не справился с управлением страной в сложное время, но в дальнейшем показал себя человеком стойким и мужественным. Царь, собственно, решился на такой шаг после того, как за отречение высказались командующие фронтами.
"Сдал великую империю, как командование эскадроном" (генерал Д.Н. Дубенский об отречении Николая II).
Во Временном комитете по-разному восприняли возможное воцарение Михаила Романова. Депутаты Думы П.Н. Милюков и А.И. Гучков были "за", т.к. не считали опасным для страны лишиться символа - монархии - и считали, что Временное правительство в таком случае не доживет до созыва Учредительного собрания (-а ведь были-то правы!) Но М.В. Родзянко, В.В. Шульгин, Н.В. Некрасов и А.Ф. Керенский были "против". Они бы тоже были не прочь сохранить монархию, но сознавали, что появление на престоле нового царя вызовет кризис и предлагали вопрос о монархии оставить открытым до созыва Учредительного собрания. Ну, и все, в том числе сам Михаил, осознавали, что в стране нет реальной силы для его поддержки. Царь - опасная "профессия", особенно во время революции... Вот что писал Родзянко: "Было совершенно ясно, что Великий князь процарствовал бы всего несколько часов и был бы немедленно убит, и с ним все сторонники его, ибо верных войск уже тогда в своем распоряжении он не имел и поэтому на вооруженную силу опереться бы не мог. Михаил Александрович поставил мне ребром вопрос, могу ли я ему гарантировать жизнь, если он примет престол, и я должен был ему ответить отрицательно".
Поэтому Михаил тоже отрекся от престола.
"Николай отрекся! Михаил отрекся!", - разносили наутро новость газетчики.
Царь-однодневка? Да. Ненастоящий царь? А вот тут вопрос. А зачем тогда понадобилась процедура его отречения?
3 марта 1917 года Михаил отрекся от престола.
Вот, собственно, и все. Вот так в ходе Февральской революции в России была свергнута монархия.
В ходе Февральской революции в России была свергнута монархия. Россия стала одной из самых свободных стран мира.
Отречение Михаила приветствовали на-ура некоторые депутаты Временного комитета. Керенский, рассказывают, вскричал: "...вы - благороднейший из людей! Вы великодушно доверили нам священный сосуд вашей власти. Я клянусь вам, что мы передадим его учредительному собранию, не пролив из него ни одной капли" <не сумел, как покажут дальнейшие события>".
Николай же II, узнав об отречении брата, сделал очередную запись в своем дневнике: "3 марта, пятница. Оказывается, Миша отрекся. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!".
Участь обоих братьев трагична. В 1918 г. и Михаил, и Николай будут расстреляны большевиками.