Бороздя просторы интернета в поисках интересного, обратила внимание на то, что мы все давно видим и знаем, чему не перестаем восхищаться и романтизировать - на портреты знатных испанок 16 - 17 веков.
В малых дозах, скажем так, изображения такого рода вызывают положительные эмоции - надо же! какие они все гордые, и красивые, и вон какие вежливые - просто на лицах написано...
Однако при определенной концентрации, лично меня эта холодная напыщенная красота стала несколько пугать. Вот никак я себя не представляю комфортно в этом идеальном обществе, где люди похожи на роботов, где нет веселья на лицах, где самое распространенное выражение этого самого лица, которое человек сохранил для вечности, такое, как будто вы его только что смертельно оскорбили, и сейчас за это заплатите кровью...
Холодный, важный, слишком уж величественный мир людей, чрезмерно зашнурованных и снаружи, и, судя по выражениям лиц - внутри. Мир людей в тяжелых драгоценных футлярах, где футляр важнее самого живого человека. Мир сложных и противоестественных ритуалов, подавляющих все натуральное в человеке.
В Испании того времени не принято было улыбаться. Если вы поздоровались с человеком глядя ему в глаза и улыбнувшись - вы себе практически смертный приговор подписали. Испанец того периода расценил бы такое поведение не как простую человеческую радость, а как насмешку и оскорбление! Из за неуместных, с точки зрения сурового испанского этикета улыбок - расстраивались свадьбы и начинали враждовать целые семьи.
Поцелуи между женщинами считались верхом безнравственности. А родители целовали собственных детей только в лоб (дочь) или в висок (сына).
Быстро ходить или тем более бегать могли только плебеи. Знать ходила неторопливо. Вообще у знатного человека всегда должны были быть слуги. Его дело - отдавать распоряжения, а не делать что то самому.
Католическая церковь была всесильна и усматривала грех в самых неожиданных и с виду безобидных местах. Фасоны платьев знатных дам были рассчитаны так, чтобы полностью исключать греховные мысли у окружающих. Жесткие платья - футляры максимально скрывали все естественные изгибы женской фигуры. Грудь пряталась так тщательно, что дама даже самых пышных форм спереди была похожа на доску. Кроме того, считалось верхом неприличия, если окружающие могли увидеть ногу дамы. Юбки у платьев были длиннее расстояния от талии до пола - и знатная испанка ходила мелкими шажками, чтобы из под этих юбок ни в коем случае не были видны ее башмачки. Короче говоря, судя по костюмам, неприличным у женщины считалось все, кроме лица и кистей рук. Внешний вид дамы (да и кавалера) должен был строго соответствовать статусу. Всегда, в любых условиях.
Высокое испанское общество было буквально удушено огромным количеством строгих предписаний этикета. Их обязаны были знать и соблюдать все аристократы. Этим, в том числе, они отличались от простых смертных. Но, поскольку, люди все таки живые существа, и осечки происходили довольно часто - гордые испанцы немедленно усматривали грандиозное оскорбление своей чести в несоблюдении какого нибудь пункта вежливости, и смыть это оскорбление было возможно только кровью виновного. В испанском обществе того времени как нигде были распространены дуэли...
В общем, обстановка была довольно тяжелой, так что европейские принцессы ехали замуж в Испанию как на каторгу.
Но, с другой стороны, для женщин было много приятного в правилах той эпохи.
Дамы определенного ранга могли наряжаться дороже, чем супруги этих дам того же ранга. Для графинь и герцогинь вообще не существовало ограничений в тратах на наряды)
Знатные дамы и девушки при выходе на улицу должны были сопровождаться мужчиной, способным постоять за их честь. Если дворянин вдруг видел на улице одинокую знатную даму - он был обязан проводить ее туда, куда она направлялась, под своей охраной.
Разговаривать с дамой можно было только стоя. Целовать ей руку - только с ее позволения, и только кончики пальцев. Предлагать руку для помощи - только чем то покрытую - перчаткой, или плащем, но ни в коем случае - не голую! За столом рядом с каждым кавалером сажали двух дам, и он им прислуживал - беря блюда у слуг и предлагая дамам.
Дамам пели серенады. Это действо тоже охватывалось правилами строгого этикета: имя дамы не называлось, исполнители были в черных плащах и масках, в зависимости от ранга заказчика серенады - варьировалось количество участников ансамбля (который мог быть только смычковым) - естественно, чем более знатен был заказчик, тем больше было музыкантов (от трех до девяти). Заказчик при этом или стоял в стороне или отсутствовал. Если же он выступал сам - то должен был петь в одиночестве и под гитару.
В любви клялись, став на колено перед дамой и прижав ее правую руку к своему сердцу. Смотреть следовало прямо в лицо даме.
Обида даме - была оскорблением чести всей семьи. Тут мужчины - родственники обязаны были отомстить. Наиболее частая форма мести - дуэль. В частности - чудовищным оскорблением было подарить даме чулки или башмачки. Здесь только смертью можно было искупить обиду.
Дамам принято было говорить комплименты, а при сопровождении на прогулках - выполнять все их прихоти.
Замуж выходили рано, и по желаниям родителей, которые подыскивая подходящего жениха дочери вообще не руководствовались ее чувствами и желаниями - брак это сделка между родами, эмоциям здесь не место. При этом, при заключении брака, на ритуале вместо жениха мог присутствовать его представитель, в том числе - слуга.
Беременной женщине позволялись любые капризы.
В общем - строгий этикет имел и приятные стороны. Но все таки свод предписаний по поводу каждого вздоха на мой взгляд очень тяготит человека. И мне почему то кажется, что все эти ограничения и предписания приводили к неврозам. Ну вот смотрю я на многие из этих красивых неулыбчивых лиц, и кажется, человек на грани, и сейчас сорвется и наломает дров...
Продолжение :
расследование истории героини заглавного портрета
Портрет красавицы донны Аны. Как сложилась ее судьба?